Шипованная липучка – Шипы или липучка? (предвзятое разоблачение) — DRIVE2

Шипы или липучка? (предвзятое разоблачение) — DRIVE2

Ну что ж господа, я больше не могу молчать)))
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: оченьмногабукаф… просто ужасно много:)
(я использовал картинки из тестов и журналов (ЗаРулем, Авторевю и других), просторов инета, они не мои, простите если они вдруг принадлежат вам, и спасибо вам что у меня есть возвожность их использовать)

Преамбула
Вы уже купили зимнюю резину? Тогда давайте узнаем, какой тип резины вы приобрели: шипованную или «липучку»?
Если ответ «липучку», то, думаю, вам не стоит читать дальше, ибо я — автор не прав и ни хрена не понимаю, берегите свои нервы)
Если же вы купили шипованную резину, то можете почитать, для самоутверждения, чтобы сказать «да, я знал, я знал!»))
Если еще ничего не купили, то думаю эта статься вам поможет, но предупреждаю, не стоит формировать свое мнение, опираясь только на мой манускрипт, почитайте еще минимум с пяток статей, ибо любая статься отражает исключительно личное мнение автора, как бы независимо она не выглядела.

А вообще шипы или «липучки» — это религия, если кто то сформировал свое мнение по поводу правильного типа зимней резины, то изменить его практически невозможно.
Сразу скажу, что я сторонник шипованной резины, и мой труд волей или неволей будет выглядеть предвзятым, но я постарался внести в свою предвзятость объективные доводы и вот что вышло:

О рекламе


Давайте посмотрим рекламу, именно она говорит на чём лучше ездить. Независимо от производителя реклама того или иного типа резины всегда одинакова, точнее она украшает именно тот неоспоримый плюс резины, который нам нужен, который мы хотим услышать.
Любители шипов в первую очередь возлагают свои надежды на шип, по этому в рекламе шипованной резины редко и мало говорят о протекторе и составе резины, всё акцентированно на шип – «только в нашей шине шип в форме когтя монгольского шестиного дракона, который удержит ваш авто на самом ледяном льду!».
Другое дело «липучка», точнее сказать не шипованная фрикционная резина, те кто её берет уже не думают о шипах совсем, они возлагают свои надежды на саму резину. Которая должна мёртвой хваткой прилипнуть к дороге, что и шепчет нам в ухо реклама «уникальный сверхсекретный мегакрутой состав шины и неповторимый волшебный рисунок протектора удержит ваш авто в самом скользком повороте».
А что в итоге? В итоге, каждый услышал, то что хотел услышать и купил свою любимую резину.

Материал
Далее дабы исключить проплаченность изданий, приверженность к производителю и всё то, что обычно надо исключить)) я буду сравнивать резину обоих типов только внутри одного производителя, т.е. я не буду сравнивать Goodyear с Michelin, ибо это разные производители, шипованный Goodyear я буду сравнивать с нешипованными фрикционными Goodyear, шипованный Michelin с нешипованным Michelin. Между собой разных производителей в данном контексте некорректно.
Я, как и многие прочитал несколько десятков тестов (ЗаРулем, Ауто Билд, Авторевю, Тест Уорлд и ряд других) и обзоров и решил в своей статье затронуть моменты, которые не затрагивают, или затрагивают совсем неохотно другие.

Состав резины


Реклама. Что она говорит нам? «Особый состав резины и специальный протектор обеспечивает наилучшее сцепление с дорогой». Реклама никогда не говорит нам, что резина прилипает к дороге, реклама никогда не врёт, она умалчивает)) Почему же «липучка», ведь благодаря этому народному названию нешипованной резины многие действительно верят, что резина прилипает к дороге. Вы пытались когда-нибудь приклеить что-нибудь к снегу? А кто льду? Я вообще не представляю этот процесс))) Можете купить любой самый дорогой клей, жидкие гвозди, эпоксидку, хоть что, и попробовать. С чего вдруг к нему должна сама по себе клеиться резина? Кто-то умудряется говорить про приклеивание на молекулярном уровне, т.е. утверждает что кристаллы снега и льда вдруг сольются с молекулами резины? Если вам это удастся не молчите, то не молчите – поздравляю! Вы нобелевский лауреат, выдающийся химик современности, да и вообще тысячелетия, наверное)))
— А как же межмолекулярное притяжение? – скажете вы — это совсем не тот случай, межмолекулярное притяжение между вашей шиной и дорогой, имеет столь малое влияние, такое же как влияет на массу машины муравей, залезший на крышу вашего автомобиля.
Но реклама не врёт! Состав резины действительно уникальный, но что даёт эта уникальность?
Известно, что сцепление с дорогой зависит от того, как плотно резина к ней прилегает, чем лучше резина повторяет все неровности дороги, тем контакт лучше. Даже ледяная поверхность имеет микро поры и неровности, цель зимней резины как можно точнее повторить эти неровности, что и обеспечит так называемое «прилипание», а точнее говоря большее сцепление и меньший тормозной путь. Это впрочем ясно из официального названия «липучек» — фрикционные шины, т.е. шины, которые тормозят за счет трения.
Сцепление обеспечивается мягкостью резины, чем мягче резина, тем она лучше повторит рельеф льда, но слишком мягкой резину тоже делать нельзя – это повысит её износ, а на асфальтовом покрытии излишнее сцепление значительно увеличит расход. По этому у каждого производителя есть своя принятая твердость резины, обычно около 50-60 по Шору для зимней резины.
Да, есть, «Хакка Р2» в резину которой добавлены жесткие частицы не резиновой природы, которые являются как бы микрошипами, но они несут другой функционал, являются как бы это сказать «присыпкой» и непосредственно в сам химический состав резины не входят.
Повторюсь, сам по себе состав резины на сцепление с дорогой никак не влияет, точнее влияет косвенно, через твердость, которую он обеспечивает. Уникальность заключается в сохранении этой твердости на всём диапазоне рабочих температур, а также на всём протяжении использования шины, т.е. скажем чтоб в диапазоне от -30 до +10 твердость оставалась как неизменной или изменения твердости были незначительны.

Температура и структура льда
Есть тесты, которые говорят, что при -20…-30 липучка заметно выигрывает у шипов.
Часть этих тестов назвать объективной сложно, я не понимаю компетентность специалистов, которые сравнивают между собой резину разных производителей, некоторые журналы говоря о преимуществе липучки в холод умудряются сравнивать топовый «Континенталь» с более бюджетной шипованной резиной от совсем другого производителя.
Но есть и тесты, которые соответствуют истине. Действительно, с появлением фрикционных шин, производители вкладывали в них всю мощь инженерных изысканий, и их сопротивление морозу было заметно лучше шипованных шин, и при температуре менее -20 (т.е. -25, -30 и далее) они показывали лучшие результаты на тестах, с чём же это связано?


При больших отрицательных температурах выигрывая вплоть до 15-20% тормозного пути, но при этом заметно худшие при температуре выше -15 (-10, -5 и т. д.) – тормозной путь резко менялся и нешипованная резина начинала проигрывать шиповкам, причем тормозной путь увеличивался в 2 и даже 3 раза, т.е. если при минус 30 на фрикционной ваш тормозной путь составит 10 метров против 12 метров на шиповке, то при -5 вы можете пролететь 20-30 метров, вместо 10 на шиповке, небольшое преимущество при больших холодах омрачается огромным провалом при небольших заморозках. Но оговорюсь, подобный тест я нашёл только в трёх-четырех изданиях, причём более менее конкретные цифры предлагало только одно издание. Но самое интересное, что подобные тесты проводятся на искусственных полигонах.
Почему шипы проигрывают на полигонах при -25? Из-за твёрдости льда, лёд при минусовой температуре повышает свою твердость в 2-3 раза, и шипу легче спрятаться в теле покрышки, чем войти в лёд, что он и делает. По этому производители придумывают хитрые подушки под шип, которые ведут себя по разному в зависимости от температуры, как правило, «хитрость» подушки заключается в том, что она из обычной дубеющей на холоде резины, которая дубея не дает шипу спрятаться. Но на полигонном жёстком и плотном льду, надо признать, эффективности от такой подушки всё равно мало. Ещё один механизм улучшения работы шипы – это его форма, эксперименты с формой шипа стали особенно актуальны в последнее время, его делают треугольным, квадратным, звёздочкой, чем угодно, но точно оценить эффект от такого шипа сложно, т.к. вместе с формой шипа меняется и состав резины и протектор.
От полигона испытаний завит очень многое, как правило лёд на полигонах имеет другой механизм происхождения – искусственный, т.е. полигон заливают и укатывают. В реальности лёд образуется из-за подтапливания верхнего слоя укатанного снега солнцем, с его последующим замерзанием в мороз. Структура этих льдов сильно отличаются друг от друга.
Лёд полигона имеет более однородную структуру, он более плотный, менее зернистый, не содержит в себе инородных частиц.

Дорожный лёд в корне другой, он образуется слоями в периодами подтаивания и замерзания, между каждым слоем имеется слой пыли с колёс, химии, пузырьков воздуха и других мелких частиц. Все эти частицы содержаться и в структуре самого льда, и по структуре он напоминает пористую губку забитую пылью с укатанным верхним слоем.

На полигонах лёд чистят и он имеет «сухую» поверхность, на дорогах общего пользования, поверхность льда может быть мокрой, мокрый лёд – это не обязательно тепло, может быть и -25, при солнечной погоде, солнце сделает свое дело и верхний слой льда будет таять, что сведет преимущество нешипованной резину к нулю и даже занесёт его в далёкий минус – это происходит благодаря эффекту похожему на аквапланированию, только возникающим на участках где должен работать ламель. Шип в этой ситуации прорезает тонкий подтаявший слой и легко врезается в лёд. Пока ничего дельного ни один производитель фрикционных шин не придумал, кто-то делает микроканавки для отвода этой воды, кто-то добавляет в резину инородные кристаллы, но на деле пока объективных доказательств того, что всё это работает никто предоставить не может.

Сейчас я скажу что-то страшное (можете не соглашаться – ваше право): на сегодняшний момент состав резины внутри одного производителя в одной линейке между шипованной резиной и липучкой практически идентичен, либо идентичен полностью), кроме редких исключений, например «Хакка Р2». Можно взять «липучку» Hakkapeliitta R и шипованную «Hakkapeliitta 7» и начать остужать её с 0 до -30 периодически измеряя твердость резины, при больших температурах она практически будет одинакова, а это, как известно, и обеспечивается химическим составом.
Представьте себе, вы производитель шин, у вас есть мегакрутой состав резины – который идёт на «липучку» и мегакрутой шип, который идёт на шиповку. Что вам мешает объединить эти две технологии и собрать мегакрутую шину? Берем «липучку» из мегакрутой резины, вставляет туда мегакрутой шип, чтоб он держался придумываем мегакрутую подушку под него – готово! Вот она мегакрутая шина. Думаете из-за дороговизны? Соотношение «хитрых» примесей, по соотношению к основному составу очень мало и на цену влияет мало. Есть европейский регламенты и нормативы на состав резины и количество того или иного вещества в ней (такие как REACH), в эти регламенты входят допустимые нормы каучуков, углеродов, пластификаторов и других веществ. Производители не могут кардинально поменять состав шин, в их руках только модификаторы и наполнители, процент которых в составе резины тоже не может быть выше определенной величины и достаточно мал. Почему же так не делают? А? Что мешает? Да вроде бы ничего?
…а с чего вы взяли что так не делают? Не задумывались, а что если шипованый Michelin X-Ice North 2 — это тот же самый фрикционный Michelin X-Ice 2, с добавлением шипов и изменением рисунка протектора «чтоб не догадались»?

Но никто вам никогда не скажет, что это одно и тоже, это маркетинг, есть две установившиеся религии, два целевых направления с уже сформировавшимися покупателями, которые обязательно купят, и ломать установившуюся систему никто не будет.

Ламели
Теперь рассмотрим ламели, они несут в себе тот же функционал как и твердость резины, т.к. меньше определенной величины твердость уменьшать уже нецелесообразно, то повторяемость рельефа поверхности дорожного покрытия достигается нанесением на протектор ламелей, их количество и протяженность на единицу площади тоже не бесконечно, слишком частое нанесение тоже приведет быстрому износу и внутри одного производителя расстояние между ламелями примерно одинаково.
Всё вышенаписанное про состав резины и ламели относиться не только к «липучке». Но и к шипованной резине. Твердость шипованной и фрикционной (липучки) резины у одного производителя обычно одна и та же, более того расстояние между ламелями и их форма тоже обычно повторяют друг друга. Но визуально видно, что количество ламелей у «липучки» выше чем у шипованной, но это связанно не с тем, что на липучку их наносят более часто, а с тем, что на шипованной резине есть шип, для которого необходимо обеспечить жесткое осадочное место, на которое не ламели не наносятся, что и соответственно и уменьшает длину ламелей, но совсем не уменьшает их количество.
Для примера рисунки протектора одного и того же производителя, но разного типа шин:


Видно, что расстояние между ламелями идентично, их количество тоже. Но общая длина ламелей у шипованной меньше. Я не поленился и подсчитал общую площадь поверхности протектора и протяженность ламелей на единицу площади. И выяснил интересную особенность, у всех производителей общая площадь протектора независимо от рисунка примерно одинакова, скорее всего это рассчитанная эталонная величина, которой все придерживаются. Я брал относительную площадь из jpg-скана протектора, по этому в абсолютных величинах цифра для разного размера будет разница, она составляет 80-85% от общей поверхности контакта. (Для измерения я использовал AutoCad, команда «_area») Т.е. если шина имеет ширину 19.5 см, и контачит с отрезком дороги 10 см, то при общей площади контакта 195 см2, фактически будет работать в среднем 160 см2 – эта величина не зависит от типа резины и равна для шипованной резины и «липучки».
Я пошёл дальше и померил общую длину ламелей, обвёл каждый ламель линиями и просуммировал их общую длину. В результате полил, что у шипованной резины протяженность ламелей где-то на 20% меньше чем у «липучки», за счет того, что у шипованной есть сплошные пяточки под шип.
20% — что же они нам могут дать?
Участок резины с нанесенными ламелями имеет большее сцепление с дорогой, в процентном соотношении преимущество около 50% — по факту скорее всего меньше.
Итак возьмем площадь прилегания шины 195 см2, с фактическим пятном контакта 160 см2. Примем условный коэффициент прилегания полностью ламилированной «липучки» за 100%, тогда все 160 см2 будут 100% прилегать к дороге. Теперь рассмотрим шипованную резину, она имеет на 80% меньше ламелей на единицу площади, т.е. из 160 см2, 80% имеют 100% прилегание, а остальные 20% имеют прилегание на 50% меньше.
Что получается? Из 160 см2, 128 см2 (80%) – имеет 100% прилегание и 32 см2 (20%) – имеет 50%. 128*100%+32*50%=145.5 см2, т.е. грубо говоря 90% от эталонной «липучки» — 10%, что они нам могут дать? если применить эти 10% к законам физики и перенести в разрез тормозного пути, то как это выльется в тормозной путь? (я честно не считал, но примерно представляю как действуют силы, и знаком с законами трения, шероховатого скольжения и т.д.).
Давайте вернёмся на полигон в -25 холода, вот там эти 10% и работают, за счёт них фрикционная шина выигрывает в тормозном пути. Но надо не забывать, что влияние этих 10% уменьшается с уменьшением скорости автомобиля, при небольших скоростях они сойдут полностью на нет.
А теперь обращаю внимание, что мы получили 10% не учитывая наличие шипов, т.е. сравнили две нешипованные резины, у одной из которых количество ламелей на 20% меньше. Добавляем шип, и переносим конструкцию на лёд, опять на полигон. Но теперь температура будет в пределах от 0 до -15. Естественно я не стал ничего тут рассчитывать сам, а просто сравнил порядка десяти тестов от разных изданий, сравнивал именно те тесты, где участвовали шины одного производителя, чтоб как я уже писал исключить проплаченность. 30% — где-то такую среднюю цифру даёт шип в длине тормозного пути на чистом льду, т.е. если шипованный Континетналь справляется за 20 метров, то Континенталевской «липучке» понадобиться 30 метров – и это на полигонном льду.
Но тот лёд что лежит на дороге это совсем другая история, как я уже писал он имеет множество микропор и по структуре напоминает многослойную губку, в смеси с дорожной пылью. Поры легко продавливаются шипом в любую температуру, т.е. сам лёд может и не деформироваться, он просто провалиться в воздушную пору, оставив полость для шипа. На таком льду шип будет работать при любой температуре, и его поведение будет в корне отличаться от полигона, и температурный фактор уже не будет влиять на лёд, т. к. шип не вгрызается в тело льда, а просто продавливает его в поры с пылью и воздухом.

А что думаю профессионалы?
Определяющим фактором поведения автомобиля на дорожном льду, а также длины тормозного пути является наличие шипов и их состояние, а не чудодейственный состав резины, вы видели когда-нибудь раллийный зимние гонки, которые проходят на снегу и льду? Посмотрите, ни одна команда никогда не использует нешипованную резину, там даже вопрос такой не стоит, видели раллийную зимнюю резину, вот так она выглядит:


Почему же гонщики для установления своих рекордов, точного прохождения поворотов и экстренных торможений на треке не используют «липучку»?))) Потому, что каждый из них хочет стать победителем, а в первую очередь выйти из гонки живым)
В европейских и многих других странах есть ограничения на шипованную резину, либо её запрет, либо ограничение шипов, но это связанно не с тем, что нешипованная резина лучше. Европейцы берегут свой асфальт, на который шипованная резина пагубно действует, но обратите внимание, в Европе зимой на дороге тоже асфальт, там дорожные службы в корне отличаются от наших, и требования к дорожному покрытию тоже.

На шипах по асфальту
Но мы не гонщики и всё время по льду и накатанному снегу не ездим. Есть мнение, что на асфальте шип выпирая, не дает остальному протектору плотно прилегать к поверхности и тем самым уменьшает сцепление с дорогой. Так ли это?
Твердость – вот определяющий фактор, если одна поверхность твёрже другой, то более твердая войдёт в более мягкую. Что происходит на асфальте? Шип в среднем не на много тверже асфальта, если он попадает на битум, то просто входит в него за счет того, что он тверже, и не мешает остальному протектору работать, если попадает на каменную часть, то от входит внутрь резины, и так же ничему не мешает.

На поведение на мокром асфальте можно вообще молчать, тут работает не резина, а протектор, точнее его нанесенные канавки для отвода воды и жижи, кстати, протектор в основном только для этого и нужен, на сам процесс сцепления он мало влияет, посмотрите на Формулу-1, в сухую погоду используется резина без протектора – просто гладкая с продольными направляющими, а как только начинается дождь, то сходу переобуваются на ёлочку.
На асфальтовом покрытии липучка не имеет никаких весомых преимуществ перед шипованной резиной, кроме акустического комфорта. Это подтверждается множеством тестов, и все отклонения входят в зону погрешности испытаний. В отличие от полигонного льда, полигонный асфальт обычно мало отличается от дорожного, разве что ям нет)))

Психология
Так устроена наша психология, и каждый кулик свое болото хвалит, святая вера в маркетинг и рекламу, вера в рассказ соседей по гаражу – всё это формирует наше мнение, которое мы в последующим свято чтим как свое СОБСТВЕННОЕ, зачастую оно не имеет ничего общего с реальностью.
«Я уже пять лет на липучке, ни разу не заносило, машина тормозит как влитая, на любом льду, у меня у знакомого шипы, так я его на своей липучке на льду как мальчика делаю». — вы просто не попадали на тот лёд, и хорошо, что не попадали, у вашего знакомого может быть другой производитель резины, самой резине может быть 5 лет, сам знакомый может иметь меньшую квалификацию, сам автомобиль может отличаться, а также состояние его ходовой, причин сотни.
Часто человек 5 лет ездит на шипах, потом покупает новую «липучку» и радуется, что «липучка» то лучше! Извините, вашей прошлой резине было уже 5 лет, не смотря на сохранившийся протектор и шипы, она давно уже задубела от перепадов температур и химии на дорогах, и скорее всего они менее технологична, её выпускали 5 лет назад.
Сравнивать можно только резину от одного производителя, одной параллельной линейки, одной размерности, на одном и том же автомобиле и одним и тем же водителем.
Равносильно сказать, что «я сто раз ходил в разведку с деревянным автоматом, и ни разу ничего не произошло, а деревянный в 5 раз легче железного». Однажды вас не засекут, и отмахивайтесь своей деревяшкой потом.
Я хотел найти статистику зимних ДТП от типа резины, но ничего не нашёл, кроме одной неаргументированной цифры – 25% — шипованная, 75% — липучка. Т. е. в 3 раза большее количество ДТП произошли на автомобилях с нешипованной резиной, но я не смог не проверить ни опровергнуть данную информацию, по этому информация достоверной не является.

Вышенаписанное является лишь плодом моих собственных умозаключений и не претендует на святую истину, я ярый сторонник шипованной резины, тем более в наших условиях. Я считаю, что не стоит пренебрегать своей, а главное чужой безопасностью на дорогах, ради акустического комфорта.
На чём бы вы не ездили, будьте аккуратны на дорогах, не попадайте в ДПТ, и не грустите если вдруг в него попали)) ведь если вы еще можете грустить, то вы как минимум живы, а в идеале еще и здоровы)))

www.drive2.ru

8 причин поменять шипы на липучку

Вопрос о целесообразности использования шипованной резины в условиях городской зимы носит весьма спорный характер. Снегопады сменяются оттепелями и вспышками активности коммунальных служб, и вот вы уже победно звените сталью по сухому асфальту. Месиво из песка, снега и соли наутро превращается в некое подобие стиральной доски, а в дневное время опять становится дорожной кашей. Многие автолюбители ошибочно полагают, что в этих условиях самое надежное сцепление с дорогой обеспечат только шипы. На самом деле тесты показывают, что качественная «липучка» показывает себя с более выгодных сторон.

Шипы или липучка на полный привод

«Липучка» бывает разной

Основной аргумент сторонников шипованной резины заключается в том, что стандартная зимняя резина при сильном морозе «дубеет» и теряет свойства. Дело в том, что на самом деле существует два вида зимних покрышек.

Эта резина даже рисунком зачастую похожа на летнюю. Предназначена она для поездок по городу в условиях мягкого климата. Идеально подходит для самых южных регионов России. При очень низких температурах зимняя резина европейского типа действительно ухудшает свою эластичность, поэтому в условиях отечественных холодов лучше не надеяться на идеальную работу дорожных служб и обратить внимание на второй тип.

  • Скандинавские.

Эти колеса разработаны специально для работы на сильном морозе. В основном их используют в странах Северной Европы, климат которой очень сходен с российским. Покрышки не теряют эластичности и обеспечивают хорошее сцепление с дорогой.

Скандинавские «липучки» имеют как минимум восемь преимуществ перед шипованной резиной.

Подготовка машины к зиме
  1. Сцепление с зимней дорогой. Фрикционная резина этого типа остается очень мягкой при самых лютых морозах. Она не «дубеет» и прекрасно сохраняет свойство «липучести». Уверенное сцепление с дорогой в тяжелых зимних условиях обеспечивает также специально разработанный рисунок протектора. Ездить на таких скатах зимой все равно, что ходить по пересеченной местности в удобных кроссовках. В то же время передвижение на шипованной резине напоминает цоканье каблуком-шпилькой по асфальту.
  2. Разгонные характеристики. В условиях плотного снежного покрытия на скандинавской «липучке» вы разгонитесь до сотни на три секунды быстрее, чем на шипах. Связано это с тем, что фрикционная покрышка «прилипает» к насту, сразу же обеспечивая надежное сцепление с дорогой. Шипованное колесо еще должно добраться до твердого основания, чтобы «вцепиться в него зубами».
  3. Поведение в поворотах. Многочисленные испытания показали, что если автомобиль оснащен шипованной резиной, то при входе в поворот он теряет порядка 25% запаса сцепления с дорогой по сравнению с машиной, «обутой» в скандинавскую «липучку». Один из последних тестов провел популярный журнал для водителей «Авторевю». Вывод очевиден – даже не самый опытный автолюбитель будет чувствовать себя на вираже увереннее с такой фрикционной покрышкой.
  4. Управляемость на снегу. При испытаниях разнообразных колес на снежном покрытии толщиной три сантиметра худшие показатели продемонстрировали скандинавские покрышки самого дешевого ценового диапазона. Они теряли сцепление с дорогой на скорости порядка 25 км/ч. Внимание: вся шипованная резина теряла управляемость на более низких скоростях!
Как работает резина липучка

Конечно, это не значит, что можно с уверенностью устраивать скоростные гонки по снежной автотрассе, но шипованная резина предполагает передвижение на более низких скоростях.

  1. Тормозной путь. При сильном морозе владельцам авто с шипованными колесами следует быть готовыми к тому, что тормозной путь машины будет увеличиваться. Связано это с тем, ледяная корка на поверхности дороги становится более твердой и шипам становится сложнее войти с ней в зацепление. Со скандинавской зимней резиной таких сюрпризов не происходит – принцип «прилипания» и сохраненная эластичность позволяют ей работать одинаково эффективно в большом диапазоне температур.
  2. Шумность. Металлический лязг при попадании на сухие участки асфальта, гул и завывание – такие звуки сопровождают поездку на шипованной резине. Мягкая и эластичная зимняя «скандинавка» просто «обнимает» все неровности, не создавая лишнего шума.
  3. Износостойкость. Отъездив один сезон на шипованных колесах, владелец зачастую с удивлением обнаруживает, что половина шипов бесследно исчезла. Да, они вылетают даже из самых дорогих покрышек. Кроме этого, сама резиновая смесь изначально немного жестче, чем у скандинавской липучки. Поэтому износ протектора у «шиповки» происходит быстрее, чем у «липучки». Скандинавская фрикционная резина подарит вам приятный бонус в виде парочки «лишних» сезонов.

  1. Расход топлива. Шипы, «вгрызаясь» в асфальт или ледяную корку, создают дополнительное сопротивление движению. Это, естественно, приводит к повышению расхода топлива. Мягкой «липучке» такая проблема совершенно не свойственна.

Краткое резюме

Многочисленные тесты подтверждают, что использовать «скандинавку» лучше, чем шипованную резину. Основные условия, которые могут говорить в пользу этого решения таковы:

  • передвижение на авто носит в основном характер городской езды;
  • дороги в вашем городе хоть изредка, но чистятся коммунальщиками от снега и льда;
  • это ваша не первая зима за рулем;
  • вы не житель субтропического климатического пояса, то есть снег и мороз у вас зимой не редкость.

Есть еще один фактор, говорящий в пользу «липучек». Когда высота протектора на них станет меньше 4 мм, вы успешно сможете «добить» их в летний период, чего нельзя будет сделать с «шиповками». Правила запрещают эксплуатацию шипованной резины летом, да и греметь металлом по раскаленному асфальту как-то не комильфо.

okuzove.ru

сравнение шипованных и «липучек» — DRIVE2

Для начала отметим, что зимние шины «липучки» или шипы отличаются от летних не только названием или наличием этих самых шипов. Их отличие кроется прежде всего в особенностях резины. Шины для зимнего периода изготавливаются из более мягкой резины, летние — из более жесткой. Однако, независимо от этого разные модели зимних шин абсолютно по-разному ведут себя в определенных дорожных условиях и ситуациях. Это говорит о том, что выбирая зимние шины, будь это новые изделия или зимние шины бу, стоит учесть условия, в которых они будут эксплуатироваться. Рассмотрим преимущества и недостатки шипованных шин.

Шипы на шинах делаются для того, чтобы улучшить сцепление колес автомобиля со льдом или плотным снегом и за счет этого значительно сократить его тормозной путь. Именно в подобных дорожных условиях и проявляются главные преимущества шин с шипами, тогда как на чистом асфальте такие шины оказываются недостатком автомобиля. Во-первых, потому что они сами быстро изнашиваются от трения с твердой поверхностью (особенно, при езде на большой скорости), а во-вторых, шипованные шины негативно воздействуют на дорожное покрытие: стирают разметки, создают колеи и т.д. В Европе, кстати, именно поэтому шипованные шины запрещены к использованию. Да и у нас власти уже не один год грозятся установить запрет на использование резины с шипами в больших городах и даже ввести налог на водителей, которые предпочитают всегда ездить «с шипами». К тому же, принцип действия шипованных шин заключается в том, что во время движения автомобиля, шипы продавливают дорожное покрытие за счет чего и увеличивается сцепление с дорогой. Понятно, что продавить шипами снег или лед шипы вполне в состоянии, но когда осуществляется движение по чистому асфальту, то начинаются проблемы. Шипы не могут продавить твердое покрытие, как асфальт или бетон, соответственно сцепление с дорогой становится совершенно неприемлемым.

Далеко не все автолюбители знают, что автомобиль на шипованных шинах тратит больше топлива, плюс к этому — создает больше шума на асфальтированной дороге. И, наконец, ещё один недостаток шипованных шин — это необходимость регулярной балансировки, так как часть шипов так или иначе стирается или вылетает. Обычно, балансировку проводят не менее двух-трех раз за сезон, а это как Вы понимаете лишняя трата денег.

Теперь поговорим про зимние шины «липучки» или, как их ещё называют, нешипованные шины. Считается, что их используют во время мягких зимних условий, но это не так, они отлично себя показывают и в жесткие зимы. Секрет такой эффективности кроется в особом химическом составе резиновых смесей, который позволяет ломаться и быстро восстанавливаться некоторым молекулярным связям в них, за счет чего зимние нешипованные шины становятся практически универсальными для любых дорог. «Липучками» их назвали потому, что они имеют специально сконструированный протектор, благодаря которому словно прилипают к любому покрытию дороги, за счет чего увеличивается коэффициент трения. Тонкие прорези (ламели) на поверхности каждого блока протектора, имеющие определенное направление (рисунок), способствуют более эффективному отводу воды, грязи и снега из точки контакта. Благодаря всему этому любой автомобиль с нешипованными шинами отлично держится как на асфальтированной сухой дороге, так и на мокрой или снежной. А многие модели зимних шин липучек не уступают шипам даже на льду.

Если автомобиль чаще используется для передвижений по городу, то нешипованные шины для этого подойдут как нельзя лучше. Это мнение многих экспертов. И особенно оно касается шин из Европы. Дело в том, что европейский тип шин имеет особый рисунок, представляющий собой что-то вроде сети водоотводных каналов с крупными грунтозацепами по краям. Ламелей на таких шинах очень много, поэтому очищение и осушение мест контакта шин с дорожным покрытием происходит быстро. Соответственно, и устойчивость машины при зимней езде по городу остается отличной.

Единственным недостатком фрикционных шин является цена. Но этот недостаток можно исключить, если покупать зимние шины бу из Европы, которые по качеству практически ничем не отличаются от новых, но в то же время стоят в два — три раза меньше. Таким образом становится очевидно, что если Вы хотите установить на свой автомобиль зимние шины, которые обеспечат вам хорошее сцепление на дорожном покрытии любого типа, то ваш выбор должен однозначно склониться в сторону «липучек».

www.drive2.ru

8 преимуществ липучки перед шипованной резиной — DRIVE2

Данный пост для товарища, а может и еще кто одумается) Никого ни к чему не призываю.

Вопрос о целесообразности использования шипованной резины в условиях городской зимы носит весьма спорный характер. Снегопады сменяются оттепелями и вспышками активности коммунальных служб, и вот вы уже победно звените сталью по сухому асфальту. Месиво из песка, снега и соли наутро превращается в некое подобие стиральной доски, а в дневное время опять становится дорожной кашей. Многие автолюбители ошибочно полагают, что в этих условиях самое надежное сцепление с дорогой обеспечат только шипы. На самом деле тесты показывают, что качественная «липучка» показывает себя с более выгодных сторон.

«Липучка» бывает разной

Основной аргумент сторонников шипованной резины заключается в том, что стандартная зимняя резина при сильном морозе «дубеет» и теряет свойства. Дело в том, что на самом деле существует два вида зимних покрышек.

Европейские.
Эта резина даже рисунком зачастую похожа на летнюю. Предназначена она для поездок по городу в условиях мягкого климата. Идеально подходит для самых южных регионов России. При очень низких температурах зимняя резина европейского типа действительно ухудшает свою эластичность, поэтому в условиях отечественных холодов лучше не надеяться на идеальную работу дорожных служб и обратить внимание на второй тип.

Скандинавские.
Эти колеса разработаны специально для работы на сильном морозе. В основном их используют в странах Северной Европы, климат которой очень сходен с российским. Покрышки не теряют эластичности и обеспечивают хорошее сцепление с дорогой.

Скандинавские «липучки» имеют как минимум восемь преимуществ перед шипованной резиной.

Сцепление с зимней дорогой. Фрикционная резина этого типа остается очень мягкой при самых лютых морозах. Она не «дубеет» и прекрасно сохраняет свойство «липучести». Уверенное сцепление с дорогой в тяжелых зимних условиях обеспечивает также специально разработанный рисунок протектора. Ездить на таких скатах зимой все равно, что ходить по пересеченной местности в удобных кроссовках. В то же время передвижение на шипованной резине напоминает цоканье каблуком-шпилькой по асфальту.

Разгонные характеристики. В условиях плотного снежного покрытия на скандинавской «липучке» вы разгонитесь до сотни на три секунды быстрее, чем на шипах. Связано это с тем, что фрикционная покрышка «прилипает» к насту, сразу же обеспечивая надежное сцепление с дорогой. Шипованное колесо еще должно добраться до твердого основания, чтобы «вцепиться в него зубами».

Поведение в поворотах. Многочисленные испытания показали, что если автомобиль оснащен шипованной резиной, то при входе в поворот он теряет порядка 25% запаса сцепления с дорогой по сравнению с машиной, «обутой» в скандинавскую «липучку». Один из последних тестов провел популярный журнал для водителей «Авторевю». Вывод очевиден – даже не самый опытный автолюбитель будет чувствовать себя на вираже увереннее с такой фрикционной покрышкой.

Управляемость на снегу. При испытаниях разнообразных колес на снежном покрытии толщиной три сантиметра худшие показатели продемонстрировали скандинавские покрышки самого дешевого ценового диапазона. Они теряли сцепление с дорогой на скорости порядка 25 км/ч. Внимание: вся шипованная резина теряла управляемость на более низких скоростях!

Конечно, это не значит, что можно с уверенностью устраивать скоростные гонки по снежной автотрассе, но шипованная резина предполагает передвижение на более низких скоростях.

Тормозной путь. При сильном морозе владельцам авто с шипованными колесами следует быть готовыми к тому, что тормозной путь машины будет увеличиваться. Связано это с тем, ледяная корка на поверхности дороги становится более твердой и шипам становится сложнее войти с ней в зацепление. Со скандинавской зимней резиной таких сюрпризов не происходит – принцип «прилипания» и сохраненная эластичность позволяют ей работать одинаково эффективно в большом диапазоне температур.
Шумность. Металлический лязг при попадании на сухие участки асфальта, гул и завывание – такие звуки сопровождают поездку на шипованной резине. Мягкая и эластичная зимняя «скандинавка» просто «обнимает» все неровности, не создавая лишнего шума.

Износостойкость. Отъездив один сезон на шипованных колесах, владелец зачастую с удивлением обнаруживает, что половина шипов бесследно исчезла. Да, они вылетают даже из самых дорогих покрышек. Кроме этого, сама резиновая смесь изначально немного жестче, чем у скандинавской липучки. Поэтому износ протектора у «шиповки» происходит быстрее, чем у «липучки». Скандинавская фрикционная резина подарит вам приятный бонус в виде парочки «лишних» сезонов.

Расход топлива. Шипы, «вгрызаясь» в асфальт или ледяную корку, создают дополнительное сопротивление движению. Это, естественно, приводит к повышению расхода топлива. Мягкой «липучке» такая проблема совершенно не свойственна.
Краткое резюме

Многочисленные тесты подтверждают, что использовать «скандинавку» лучше, чем шипованную резину. Основные условия, которые могут говорить в пользу этого решения таковы:

передвижение на авто носит в основном характер городской езды;
дороги в вашем городе хоть изредка, но чистятся коммунальщиками от снега и льда;
это ваша не первая зима за рулем;
вы не житель субтропического климатического пояса, то есть снег и мороз у вас зимой не редкость.
Есть еще один фактор, говорящий в пользу «липучек». Когда высота протектора на них станет меньше 4 мм, вы успешно сможете «добить» их в летний период, чего нельзя будет сделать с «шиповками». Правила запрещают эксплуатацию шипованной резины летом, да и греметь металлом по раскаленному асфальту как-то не комильфо.

www.drive2.ru

Шипы или липучки? Решения НЕТ!

Каждый год в блогах и СМИ всплывает типовой «холивар» о том, что лучше «шипы или липучки». Правильно конечно же называть не «липучки», а «фрикционные шины», ну да ладно — в народе укоренилось.

Так вот, я долгое время тоже спрашивал, читал, спорил, вспоминал собственные ощущения от вождения зимой на разных типах резины. А в результате выяснил, что все серьезные источники на вопрос «какая резина зимой лучше» отвечают вполне определенно:


НЕТ ЛУЧШЕГО ТИПА РЕЗИНЫ.

Разный тип резины предназначен для вождения в ОПРЕДЕЛЕННЫХ погодных условиях и состояния дороги. Универсальной резины нет!

Преимущества шипованной резины:

— Шипованная резина очень хорошо действует на скользкой обледенелой дороге, когда сцепление колёс с дорожным покрытием падает. Благодаря шипам, уменьшается тормозной путь, а также уменьшается вероятность пробуксовки на скользкой дороге. (но это работает только до -20, после этого на льду как пишут эксперты лучше работает фрикционка)

— Шипованная резина идеально подходит для езды по глубокому снегу, и позволит вам правильно управлять автомобилем на такой дороге.

— Шипованные шины больше фрикционных подходят для использования на мокром льду и плотно утрамбованном снегу.

Любопытно, но международный опыт в вопросе шипованной резины примером нам служить не может, потому что уж очень он разнороден. В каждой стране свои правила. Например, в Австрии, и Германии, казалось бы, горных странах, они запрещены. В других европейских странах разрешены ограниченно.

«Есть группа стран, где шипованная резина используется либо в ограниченный период времени, либо при ограничении скорости движения. Ну, как правило, 60-80 км/ч. Есть и другой опыт. Вот в Финляндии на местных дорогах, например — там их не чистят зимой, содержат, есть такое выражение, под накатом, и там наоборот нужно использовать только шипованную резину».

Преимущества фрикционных шин:

— минимальный шум при эксплуатации, езда становится более комфортной;

— при производстве фрикционных шин используется специальная мягкая резина, которая даже на сильном морозе не дубеет, потому шина эффективно работает;

— идеально подходят для передвижения по рыхлому снегу, т.к. в буквальном смысле прилипают к снежному покрытию. Т.е. коэффициент трения в этом случае увеличенный;

— осенью эти шины можно устанавливать раньше шипованных, т.к. они адаптированы к резкой смене погодных условий. Весной также можно перейти на фрикционные шины, ведь погода еще нестабильна. Таким образом, фрикционные шины подходят также и для межсезонья;

— протектор шины является самоочищающимся. Кроме того, обеспечивается эффективный отвод воды в месте контакта с дорожным покрытием, что предотвращает скольжение.

В результате фрикционные шины показывают основное преимущество — при езде по городу, там где хорошо чистят дороги. Шипы плохо совместимы с ухоженными городскими трассами – шипованная резина не выполняет свои функциональные задачи на сухом асфальте или дороге, покрытой снегом.

Так же всем известно, что шипованная резина очень плохо себе ведет на голом асфальте, т.к. шипы уменьшают площадь сцепления и работают как «коньки».

Так и что же нам делать? Если отбросить мегаполисы типа Москвы, в которых практически гарантированно можно утверждать, что не будет льда и глубокого снега, так в обычных российских города может быть ВСЕ ЧТО УГОДНО: и сплошной лед, и рыхлый снег и голый асфальт и укатанный снег.

Получается нужно иметь либо две машины с разным комплектом шин, либо менять постоянно комплекты по погоде, либо ставить любой комплект наугад и не ездить тогда, когда условия не подходящие. Вот прямо так и пишут, цитата: » Если у автомобилиста нет возможности приобрести два комплекта зимней резины, то для несуровых зим или городской трассы стоит отдать предпочтение покрышкам без шипов.» Ну бред же?

Почему никак не придумают шины, которые будут УНИВЕРСАЛЬНЫ для городских условий! Или все же современные фрикционные уже почти победили по универсальности шипованные?

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!

Какая у вас резина на зиму?

Шипованная

216(64.5%)

Фрикционная

85(25.4%)

Всесезонка

24(7.2%)

Кстати, я вам в прошлом году рассказывал как я ПЕРЕОБУЛСЯ НЕ ПО РАЗМЕРУ, но могу доложить, что прошлая зима прошла без проблем. Ездил и по глубокому и с обледенением — не цепляло!

masterok.livejournal.com

Шипованная без шипов — идет за липучку? — Центр Шин на DRIVE2

Всем привет.

Бытуем мнение что, шипованная шина, потерявшая шипы, может сойти за липучку.
Значит ничего страшного и можно ездить дальше.

Может и так, но давайте разберемся…

1. Производители шин в наше время в первую очередь зарабатывают деньги. Все их инновации, передовые технологии и разработки направлены на гонку с конкурентами (которая и подстегивает к развитию индустрии) и на увеличение доходов компании.
По этой причине сейчас такое количество разных типов покрышек…
Летние нельзя использовать зимой и наоборот, липучка для своих условий, а шипы для своих.

Материалы «липучек» и технология шиповки, рассчитаны на регулярную замену шин каждые несколько лет.

Шиповка без шипов работает как липучка — Это не выгодно производителю.
А значит на это она не рассчитана.

2. Участки шины под установку шипов абсолютно гладкие. Оно и понятно… если к отверстию под шип близко расположить ламели, то шип, который во время движения ходит в разные стороны, быстро порвет резину и выпадет.

Полный размер

В такое отверстие не поставить даже ремонтный шип

В среднем на колесе около 120 шипов. При их выпадении образуются голые участки, которые в совокупности составляют около 20 % всего протектора. Такая шина будет скользить!

Голые участки от выпавших шипов.

Даже + 20% к тормозному пути это очень много!

Шиповка без шипов — это минус 20% протектора.

3. Выпавший шип оставляет после себя приличное отверстие. В него забивается снег, кусочки льда и камни.

Полный размер

В отверстии камень

Что получается…
Снег в отверстии — снег скользит по снегу или льду (как на коньках).
Лед в отверстии — аналогично
Камень в отверстии — на льду (теоретически) может помочь, но на асфальте скользит.

На мой взгляд. В нашем городе нужны только шипы.
Один раз в жизни я купил липучку… мягкая, без шумная, сказка одним словом… но, в первый же год я не заехал в гараж 2 раза.
Она снег разгребает на ура! Но накануне была оттепель и под снегом лед. Чуть пригорок и машина не поедет что бы вы не делали.

Решайте сами…, но если решили ездить на шипах и вы беспокоитесь о безопасности себя и своей семьи есть всего два варианта.

1. Менять шипованные шины каждые 2-3 года. (производитель допускает 20% выпадения шипов за сезон)
2. Регулярно дошиповывать шины ремонтными шипами. (ездить на таких шинах до 6-ти лет)

Всем удачи на дорогах!

www.drive2.ru

Липучка vs Шипы. Что лучше?

В данной статье рассмотрим зимние шины “липучки” и шипованные покрышки и выясним, какие из них лучше выбрать для зимы. А для начала подведем итоги опроса.

Итоги опроса “какие шины используете зимой”?
  • шипованную резину (51%, 132 голоса)
  • нешипованную резину (37%, 103 голоса)
  • летнюю резину (13%, 18 голосов)

Результат опроса предсказуем, т.к. многие автолюбители предпочитают зимнюю шипованную резину (более 50%). Но самое удивительное, что 10% опрошенных заявило, что зимой ездят на летней резине. Это не правильно, ведь тормозной путь автомобиля с летними покрышками на гололеде увеличивается в несколько раз. И это может привести к весьма плачевным результатам.

Автолюбители, которые ездят зимой на летней резине, задумайтесь, что для вас важней — деньги или жизнь. Я считаю, что на собственной безопасности и окружающих не стоит экономить.

Сравнительные испытания на льду

При температуре около 40 градусов мороза проходил тест липучек и шипов, чтобы выяснить кто лучше себя чувствует на гололеде. Производители, естественно, отдавали предпочтение шипованной резине. Результат оказался совершенно неожиданным. Липучки в итоге победили, т.к. они быстрее шиповок на льду, и автомобиль, одетый в них, показал наилучший результат.

В чем дело? Оказывается, что шипы на гололеде не могут проколоть лед т.к. испытывают большое усилие, и к тому же резина дубеет при сильном морозе.

В итоге провели сравнительные испытания и выяснили интересный факт. При низких температурах липучки победили по всем параметрам шипованную резину. Примером может служить сокращение тормозного пути на 20% при 20 градусном морозе. Но при температуре примерно -5 градусов безоговорочное преимущество у шипованной резины. Причем преимущество почти двукратное.

Это объясняется тем, что при температурах близких к нулю, шипованная резина начинает интенсивно цепляться за лед, т.к. усилие проникновения шипа в лед почти минимальное. А “липучки” при нуле градусов наоборот ведут себя хуже на льду, т.к. начинают проскальзывать вследствие попадания растаявшего снега, а попросту воды. Вода действует как смазка и, вместо того чтобы тормозить, липучки по льду просто проскальзывают.

Что выбрать — липучки или шипы?

При температуре -250С и ниже влияние шипованных и нешипованных покрышек сравниваются. Например, на зимних дорогах, где снег, лёд и оттаявший асфальт постоянно сменяют друг друга, разница в устойчивости машины на “липучках” по сравнению с “шипами” — не ощущается. Если говорить про проходимость и тормозной путь, то разница также минимальна. Это объясняется тем, что при очень низкой температуре воздуха лёд по прочности становится как асфальт. Поэтому шипы, сидящие на подушке зимней шины ведут себя как на асфальте — уходят вверх и уже не способны зацепиться за лёд. При этом лед шершавый, а фрикционные шины (”липучки”) имеют более мягкий состав резины, так что лучше цепляются за лёд.

Липучки ведут себя хорошо на льду только при сильных морозах. Уже при 15 градусов мороза поведение “липучек и шипов” на льду сравниваются. При температуре близкой к нулю преимущество шипов очевидно и не вызывают сомнения. Т.к. лед при околонулевой температуре обладает наименьшим коэффициентом сцепления — он мягкий и шипы оставляют в нем глубокие борозды. В таких условиях преимущества шипованных шин перед фрикционными бесспорны. Так что к зиме целесообразным выглядит покупка “шипов”.

Следует помнить, что при околонулевой погоде разница в сцепных свойствах покрышек огромная. Ведь чем выше температура, тем больше воды образуется в пятне контакта шины с дорогой. В таких условиях шипы были и остаются единственным спасением. Ни о каком запрете шипованных шин в России не может быть и речи. Лучше подумать о повышении прочности асфальта и обратить внимание на технологии, которые применяют дорожники в Финляндии — там почти все ездят на шипах, а колейности на дорогах нет.

Немаловажным фактором при выборе зимних шин является состояние дорог, а именно как часто их убирают. Если дороги чистят плохо — то на помощь придут только шипованные шины, им легче будет выезжать из неубранной “снежной каши”.

На выбор зимних шин влияет климат, где эксплуатируется машина. Если живете в северных регионах — выбор очевиден, это “шипы”. Если температура не опускается ниже минус десяти и зима короткая — выбор в пользу “липучек”.

Статьи по теме
Комментарии

Живу недалеко от Москвы. Зимой у нас температура бывает до минус 30. Поэтому использую шипованные шины. Но в последние годы встал вопрос, а не заменить ли их шинами без шипов. Ведь рекордно низкой температуры зимой бывает 1-2 раза. В остальном — стабильно минус 10. К тому же дороги чистят и ездить на шипах нецелесообразно. Вот если часто ездите по трассе или на дачу — берите шипы и даже не думайте. А кто постоянно ездит по городу может задуматься о липучках. Как преимущество — нет надоедающего гула от шипов. Плюс, как написано в статье они лучше ведут в слякоть, когда и не тепло и не холодно. А такая погода бывает 50% всей зимы. И не надо думать, когда похолодает и надо записываться на шиномонтаж. Без шипов это можно сделать заранее, хуже не будет. А вот шипы от езды по чистому асфальту без снега страдают — срок службы уменьшается.

amastercar.ru