Автомат или вариатор – вариатор или автоматическая коробка передач?

Содержание

Что лучше вариатор или автомат? Давайте разбираться!

Всем нам хорошо знакомы старые добрые механические коробки МКПП, которыми многие из нас до сих пор успешно используют на своих автомобилях. С появлением автоматических трансмиссий водители разделились на два «табора», на тех которые поверил и перешел на АКПП и на тех, кто остался верен старой доброй «механике».

Однако прогресс не стоит на месте и уже через несколько лет автоматические коробки передач начали вытеснять трансмиссии нового поколения, так называемые бесступенчатые коробки передач и ли проще говоря вариаторы. И без того запутанные автовладельцы еще больше стали ломать голову при покупке нового авто, а вопрос вариатор или автомат согласно статистике самого большого поисковика «рунета» в месяц ищут около 5 000 человек. Учитывая актуальность вопроса, я решил немного разобраться в этом вопросе и помочь тем, кто путается или не знает какая разница между вариатором и автоматом.

Что такое вариатор?

Вариатор, variator, CVT (continuously variable transmission) — это бесступенчатая коробка передач или проще говоря — устройство плавно передающее крутящий момент от двигателя колесам. Вариатор расположен между силовым агрегатом и колесами, его особенность в умении плавно и быстро менять скорость вращения ведущего ведомого диска. Вариаторы имеют большую популярность в мотоиндустрии, возможно для многих будет открытием, но на большинстве скутеров, квадроциклов и водных мотоциклов практически всегда устанавливается вариаторная трансмиссия. Вопреки всеобщему заблуждению о том, что вариатор это «ноу-хау» 21-го века, скажу, это устройство отнюдь не ново! Уже в середине прошлого столетия, бесступенчатые коробки передач устанавливали на автомобили и пытались заменить ими стандартные механические аналоги, но история решила по-другому и настоящего успеха и популярности вариатор добился лишь несколько лет назад.

Если говорить о плюсах вариатора, то нельзя не отметить более ровное ускорение по сравнению с АКПП. Разгон автомобиля с вариаторной трансмиссией напоминает набор скорости электрички или троллейбуса, возможно это не самое лучшее сравнение, но лично у меня были именно такие ощущения 🙂 Что характерно, набор скорости стремительный и без рывков или провалов, все что меняется это уровень шума под капотом, чем больше вариатор разгоняется, тем больше шума издает. Если, к примеру, с места «стартонут» два автомобиля, под капотом одного будет «автомат», а другой будет с вариатором, то скорее всего авто с вариатором вырвется вперед уже на старте, т. к. ему не нужно будет тратить время на переключение передач, без которых автоматическая коробка или механическая просто не смогут развить скорость.

«Автоматы» хорошо подходят новичкам, лучше для новичков могут быть только вариаторы. Они менее требовательны к умениям того кто сидит за рулем и простят даже самые глупые ошибки своего хозяина. На светофоре вариатор не заглохнет, а на подъеме вам не нужно бояться, что машина покатится назад и развалит чей-то новенький «Лексус», фразы при троганьи «Не сдал…» или «Не умеешь трогаться!» — вообще не актуальны. Вы всегда плавно и мягко тронетесь как настоящий профи с многолетним стажем. Наличие всего лишь двух педалей, делает риск «перепутать педали» минимальным, хотя то же самое можно сказать и про авто с автоматическими коробками передач.

Многие противники вариатора одним из существенных недостатков этой трансмиссии считают «жужжание», которое постоянно присутствует независимо от скорости движения. «Гурманы», те кто ценит в автомобиле не только вид, но и звук двигателя и выхлопной — сетуют на автомобили с вариаторами, обвиняя их в неестественности и отсутствии «характера». Вариаторные авто, как правило, лишены ярко выраженного «рыка», они работают тихо и спокойно, почти как машинки для гольфа 🙂 Поэтому если для вас важен этот момент, рекомендую обратить внимание на авто с АКПП, а еще лучше на с МКПП, у которых под капотом несколько сотен лошадей и установлена дорогая выхлопная система, умеющая «рычать» в случае необходимости. Лично у меня, было ощущение после первого тестового заезда на авто с вариатором, будто двигатель не работает, а машину просто кто-то стремительно буксирует. Здесь, как говорится, «на любителя», если вы не любите тихой и спокойной езды вариатор вам не подойдет, лучше обратите внимание на заряженную «механику».

Такая особенность вариаторной трансмиссии объясняется особенностью устройства этой коробки. Дело в том, что «умная» электроника настроена таким образом, чтобы не допустить рева мотора и не дать ему работать на пике возможности с максимальными оборотами. Электроника понимает ваше желание ускорится и вовремя оптимизирует работу мотора и трансмиссии, поэтому, давя на педаль газа, вы будете ускоряться, а не засиживаться на одной передач,и издавая дикий рев. Тем, кто не мыслит своей жизни без «механики» в вариаторах предусмотрена функция «типтроника», которая создает эффект переключения передачей как на МКПП. Любителям мощности и высоких скоростей по душе придется функция-аналог «кик-дауна», при которой резкое нажатие педали газа приведет к бешеному ускорению.

Подведем итоги…

Авто с вариатором обладает массой преимуществ, которых лишены АКПП и МКПП, а именно:

  1. Экономия топлива.
  2. Быстрый разгон.
  3. Щадящий режим работы, который способен увеличить срок эксплуатации двигателя, а также другие узлы и агрегаты.
  4. Вариаторы более «экологичны». Уровень выброса вредного CO2 который, содержится выхлопе автомобиля.
  5. Низкий уровень шума, почти в два раза тише по сравнению с авто, в которых установлены обычные коробки.

Среди недостатков этого, на первый взгляд, безупречного устройства можно выделить:

  1. Высокая стоимость ремонта,и острый дефицит «спецов» готовых выполнить такой ремонт.
  2. Вариаторные трансмиссии чаще всего устанавливают на малолитражки со слабыми двигателями.
  3. Обслуживание вариатора гораздо дороже по сравнению с «автоматом», про «механику» и вовсе не может быть и речи. В вариатор заливается специальная жидкость, которая и стоит дороже обычного «масла в коробку» и требует регулярного контроля уровня. Кроме того, жидкость, масло для вариатора должно быть строго указанного типа и марки, так что есть вероятность, что при необходимости заменить его вам придется долго искать.
  4. Есть противопоказания по буксировке машин с вариатором, а также по буксировке вариаторной коробкой другого автомобиля или ТС.
  5. Вариатор зависим от других систем и датчиков, например таких как: датчик скорости, датчик давления, датчик ABS и т. д. Если из строя выйдет какой-то из вышеперечисленных у вас могут быть проблемы, которые повлекут за собой ряд поломок и неисправностей.

Большинство автомобильных экспертов не скрывают, что будущее именно за «роботами» и «вариаторами», т. к. именно над ними регулярно работают автопроизводители, постоянно совершенствуя и модифицируя их. Вариатор можно назвать преемником и наследником всех «автоматов». Что до «механики», то она на мой взгляд будет всегда, т. к. мощные суперкары и АКПП не совсем совместимы. Да и к тому же в спорте «автоматы» или вариаторы не прижились да и не приживутся никогда.

В завершение несколько дельных советов для владельцев автомобилей с вариаторной коробки. Чтобы избежать ремонта бесступенчатой коробки необходимо соблюдать простые правила эксплуатации:

  1. Не допускайте перенагрузок и не нагружайте машину сверх допустимой нормы.
  2. Регулярно следите за уровнем и состоянием масла в вариаторе.
  3. Не стартуйте с места, это не та коробка, с которой такие фокусы проходят бесследно, если вам хочется «попонтоваться» и «подыметь резиной» — купите себе спортивный автомобиль.
  4. Следите за состоянием и работоспособностью датчиков.
  5. В случае, если вы заметите какие-то странные звуки или вещи происходящие с вариатором — без лишних отлагательств обратитесь в сервисный центр или на СТО к квалифицированному специалисту, а не к какому-то знакомому «дяде Васе». И уж тем более не советую делать ремонт вариатора своими руками, даю 99%, что вы его не почините, более того, вы, скорее всего, еще больше усугубите поломку.

На этом у меня все! Свои предложения и размышления на тему, что лучше вариатор или автомат, вы можете изложить в форме комментариев. Буду рад вашим дополнениям и дельным замечаниям. Спасибо за внимание.

vopros-avto.ru

Вариатор или автомат, что лучше

Сейчас уже не только жители крупных городов, где полно светофоров и пробок, стараются покупать автомобили с автоматическими коробками, но и жители маленьких поселков. Водитель хочет, чтобы не нужно было переключаться постоянно, чтобы повышение и понижение скоростных передач происходили автоматически, но эту функцию выполняют разные виды АКПП. Бывает вариатор, а бывает просто автомат. В чем отличия, рассмотрим в сегодняшней статье.

Содержание статьи:

  1. Отличия автомата от вариатора.
  2. Преимущества и недостатки.
  3. Как ухаживать за АКПП?
  4. Что лучше: вариатор или автомат?
  5. Видео.

 

Отличия автомата от вариатора

Машины с такими типами КПП имеют две педали: газ и тормоз. Педаль сцепления отсутствует, так как коробка считается «умной».

 

АКПП

Автоматическая коробка переключения трансмиссионных скоростей состоит из гидротрансформатора и редуктора. Гидротрансформатор выполняют задачу именно по переключению скоростей, то есть, он является, своего рода, сцеплением в этой конструкции. А задача редуктора в постоянном взаимодействии шестеренок между собой и с двигателем.

Сначала коробки автомат были 4-х ступенчатыми, но сейчас уже можно встретить 8-ми ступенчатые АКПП.

 

Вариатор

Что касается вариатора, то вариаторная коробка переключения передач состоит из узла механического управления и автоматического.

В коробке такого вида отсутствуют ступени, а это значит, что автомобиль всегда готов к движению. В машинах, где стоит вариаторная коробка, устанавливается, как правило, очень мощная гидросистема. Мощная гидросистема позволяет уменьшать расходы на привод насоса.

 

Отличия

По внешнему виду из салона отличить, какая коробка установлена не удастся, потому что в рычагах изменений нет. У коробок обоих типов рычаг переключения скоростей может быть расположен как обычно, между сидениями ближе к панели или же у руля.

Если с виду не определить, какого типа коробка установлена, то при движении уже можно заметить отличия.

Вариаторная коробка переключается очень плавно, почти бесшумно. По тяге двигателя можно понять на какой скорости находится сейчас коробка или по шуму двигателя.Коробка автомат переключается с небольшими рывками. Но и АКПП последнего поколения начали переключаться плавно. Это например, коробка с двумя сцеплениями, АКПП DSG, выпускаемая автоконцерном Фольксваген.

Кроме звука и плавностью переключения отличить вариатор от автомата можно по строению. В конструкции вариатора есть основной механизм, который способствует плавному изменению скоростей между ведущим и ведомым дисками. Диски соединяются между собой ремнем или цепью. Вариаторы бывают разных видов приводов.

Авто с вариатором быстрее разгоняется и при этом ускоряется плавно. Наглядную работу вариатора смотри в конце статьи в разделе видео.

 

Как работает автомат

АКПП работает за счет редуктора, который приводит в движение шестеренки коробки. В момент когда шестеренка перескакивает и вступает в зацепление с другой шестеренкой, ощущается легкий рывок.

Опытные водители отличают вариатор там или автомат по строению. Но для этого надо поставить автомобиль на эстакаду или заехать на яму.

Как работает автомат, смотрите на видео в конце статьи.

 

Отличительные признаки вариатора от коробки автомат
  • Обозначение в документах и маркировка на корпусе ДВС. Если в авто установлена коробка автомат, то обозначается буквой А или АТ. А, если коробка вариатор, то — CVT.
  • Во время переключения скоростей присутствуют рывки. Если они есть, то значит — это коробка автомат. Если нет, то вариатор.
  • Время разгона. Если стоит вариатор и нажать резко на педаль газа, то автомобиль будет плавно разгоняться. Автомат будет ускоряться с неравномерным ускорением.
  • Подъем. Во время подъема, если ехать на машине с коробкой автомат, то при отпускании педали акселератора, машина не покатится назад. А автомобиль с вариатором, если убрать газ, то покатится назад.

За работу обоих видов коробок отвечает электроника. В связи с этим, не рекомендуется перепрошивать электронику, так называемые, «мозги», потому что, после этого могут начаться сбои в работе коробки.

 

Плюсы и минусы

Преимущества коробки АВТОМАТ:

  1. Легкость управления, особенно в пробках.
  2. Очень трудно заглохнуть. Хоть как трогайся.
  3. Меньший расход топлива, по сравнению с механикой.
  4. Лучше сохраняется ресурс двигателя.

Недостатки коробки АВТОМАТ:

  1. Скорость переключается медленнее, чем на вариаторной коробке. Но, если АВТОМАТ с двумя дисками сцепления, то скорости переключатся быстрее, чем у вариатора.
  2. Дорогой ремонт.
  3. Необходимость частой замены масла.
  4. Требуется дольше греть в холодную погоду после запуска двигателя.

 

Плюсы вариатора:

  1. Быстрое ускорение без вреда мотору.
  2. Меньший расход топлива.
  3. Двигатель всегда работает в оптимальном режиме.
  4. Больший ресурс, то есть больше межремонтный период.
  5. Надежный.

Минусы вариатора:

  1. Дорогой ремонт в случае поломки.
  2. Через каждые 90 тысяч км пробега рекомендуется менять ремень.
  3. Требуется заливать специальное масло для вариаторных коробок.

Самая распространенная поломка в вариаторе — это обрыв ремня, соединяющий шкивы. Говорят, есть специальная средство для ремня, которое не дает ремню быстро изнашиваться.

 

Как ухаживать за АКПП

Соблюдая нижеперечесленные правила, срок эксплуатации АКПП будет больше:

  1. В холодное время года хорошо прогревать автомобиль перед началом движения.
  2. Контролировать уровень масла в коробке и своевременно менять его.
  3. Плавно ускоряться.
  4. Плавно тормозить.
  5. Часто осматривать датчики и саму коробку.
  6. Своевременно проходить тех обслуживание.

При появлении постороннего звука в коробке передач, не рекомендуется дальнейшая эксплуатация, а требуется обратиться к специалистам для выполнения ремонта в случае необходимости.

 

Что лучше, вариатор или автомат

Выбирать нужно исходя из того, как вы будете эксплуатировать машину. То есть, если:

  • планируете быстро ездить, то вариатор будет лучше. Если ездите спокойно, без рывков, то подойдет и автомат.
  • исходя из технических характеристик. Если хотите, чтобы скорости переключались плавно и автомобиль не дергался, тогда — вариатор. Если это не важно, то подойдут оба варианта.
  • срок эксплуатации КПП. Вариатор служит без ремонта дольше, чем автомат.
  • исходя из ремонта. Ремонтировать вариатор берутся не все специалисты. Хотя, если проживаете в большом городе, то специалисты уже должны быть.
  • исходя из режима работы. Есть три вида режима работы КПП: спортивный, экономичный и комфортный. При выставленном спортивном режиме, коробка будет раньше понижать передачу, чтобы не уменьшать мощность двигателя. Комфортный режим обеспечивает плавность переключения. При режиме эконом, система автоматически подбирает режим работы двигателя.
  • исходя из способа переключения. Некоторые современные коробки автомат имеют функцию ручного переключения.

В общем, вариаторная коробка будет получше, но при условии, что ее правильно эксплуатируют, правильно за ней ухаживают.

 

Видео

Как работает вариатор.

Что выбрать, вариатор или автомат.

Как работает коробка автомат.

autostuk.ru

Что лучше — автомат или вариатор?

Если раньше при покупке новой машины у российских автомобилистов выбор стоял между механической и автоматической коробкой передач, то в последнее десятилетие список трансмиссий расширился: к классическим «механике» и «автомату» добавились «робот» и бесступенчатый вариатор. В США автолюбители уже давно сделали выбор в пользу автоматических трансмиссий, а в России, как и в большинстве стран Старого Света, до сих пор в чести механическая КПП – на долю «автоматов» приходится чуть больше 40% всего отечественного авторынка. Наш сегодняшний материал для тех, кто еще не решил – купить ему машину с АКПП или вариатором.

Коробка автомат слева, Вариатор справа

За что любить и не любить автоматическую КПП

Популярность классических автоматических коробки передач в Соединенных Штатах не случайна: именно здесь в 1940 году дебютировала первая полноценная коробка-«автомат» с гидравлической муфтой и четырьмя ступенями. Она устанавливалась на модели Oldsmobile и носила название Hydra-Matic. Довольно скоро эта коробка прижилась на автомобилях многих американских и европейских марок, а впоследствии была не раз модернизирована. Через восемь лет после дебюта Hydra-Matic на рынок вышла усовершенствованная автоматическая коробка переключения передач Dynaflow (ею оснащались модели Buick), в конструкции которой вместо гидромуфты был установлен гидродинамический трансформатор – ключевой элемент этой трансмиссии, отличающий ее от всех остальных КПП.

АКПП Hydra-Matic 1939-56 годов.

Использование гидротрансформатора в механизме автоматической коробки передач стало настоящим прорывом – этот узел позволил кратковременно «переваривать» большой крутящий момент без переключения на высшую ступень. В процессе эволюции в механизм гидротрансформатора добавились его блокировки на разных (низких и высоких) скоростях, что позволило, с одной стороны, добиться экономии топлива, а, с другой – применять торможение двигателем.

В 1990-х годах производители АКПП добавили в них пятую передачу, а, начиная с 2000-х годов, количество ступеней в таких трансмиссиях росло, и на данный момент достигло девяти – такими коробками оснащаются модели Mercedes-Benz и Land Rover. С ростом количества ступеней улучшалась плавность переключения передач и экономичность таких трансмиссий. Сегодня на российском рынке – множество моделей с классическим четырехступенчатым «автоматом» (Lada Granta, Renault Logan, Nissan Almera и другие), так и с пяти, шести, семи, восьми и девятискоростными коробками передач, переключение со ступени на ступень в которых осуществляется при помощи того самого гидродинамического трансформатора.

9-ступенчатая АКПП 9G-TRONIC от Mercedes-Benz

Мы не будем углубляться в устройство классической автоматической коробки передач. Лишь повторимся, что основными ее узлами являются гидродинамический трансформатор (с насосным, турбинным и реакторным колесами, муфтой свободного хода и блокировочной муфтой), играющий роль сцепления, и планетарная передача с редукторами, обгонными и фрикционными муфтами. Остановимся подробнее на плюсах и минусах этой коробки передач по сравнению с вариатором. При этом мы не будем останавливаться на таких общих для обеих трансмиссий моментах, как отсутствие механизма сцепления, присущего для механических КПП.

Плюсы АКПП

  • Надежность конструкции. Чтобы вывести из строя классический «автомат», надо очень сильно постараться, нарушив основные правила эксплуатации автомобилей с таким типом КПП. Например, отбуксировать заглохший автомобиль на сцепке. При этом, в «автомат» не будет подаваться масло, узлы коробки останутся без смазки, что чревато выходом из строя всего агрегата. Или не поменять в указанный производителем срок (через каждые 60 – 90 тысяч км пробега) трансмиссионную жидкость, которая, загрязняясь, может потерять свои эксплуатационные характеристики и перестать эффективно смазывать ее детали, что может впоследствии привести к поломке КПП и дорогостоящему ремонту.
  • Возможность передачи большого крутящего момента (до 500 Н·м в не тюнингованных двигателях) на ведущие колеса. Классический «автомат» благодаря наличию в конструкции гидродинамического трансформатора, ответственного за передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач, и далее – к ведущим колесам, может «переваривать» большие показатели ньютон метров. Особенно это касается современных многоступенчатых КПП, которые работают в паре с двигателями большой мощности.
  • Поглощение вибраций. Гидротрансформатор служит отличным устройством для эффективного гашения колебаний, приходящих от мотора к коробке передач и обратно.
  • Повышенный срок эксплуатации. Классические АКПП с гидротрансформатором отличаются от вариаторов длительностью срока службы – до капитального ремонта эти агрегаты успевают пробегать до 200 тысяч километров и более.
  • Дешевое обслуживание. Опять же, по сравнению с вариаторами: работы по диагностике АКПП, замене трансмиссионного масла, да и стоимость самой жидкости стоят дешевле, чем для бесступенчатой трансмиссии.

Минусы АКПП

Невысокая приемистость. Разгон на автомобиле с классической АКПП занимает больше времени, чем у машины на вариаторе из-за низкой приемистости коробки – она попросту не успевает быстро перейти в режим повышенной скорости.

Большая масса. Узлы и агрегаты коробки-«автомат» имеют солидный вес, сказывающийся на таких технических характеристиках автомобиля, как динамика и расход топлива.

Провалы при переключении передач. «Задумчивость» характерна для автоматических КПП с четырьмя и пятью ступенями, которые устанавливаются на бюджетные модели автомобилей. Провалы при переходе со ступени на ступень объясняются паузой, которая возникает при размыкании гидротрансформатора и коленвала двигателя.

Повышенный расход топлива. Коэффициент полезного действия у АКПП ниже вследствие гидродинамических потерь энергии, возникающих в момент переключения передач, а также из-за работы масляного насоса, который обеспечивает подачу трансмиссионной жидкости к узлам коробки.

Преимущества и недостатки вариатора

Бесступенчатая трансмиссия, видом которой является вариатор, появилась в 1958 году на автомобиле DAF 600, но широкое применение этой коробки передач пришлось на конец 1990-х годов. Различают три вида вариаторов – цепной, клиноременной и фрикционный, в механизме которых в качестве привода используется соответственно цепь, ремень или тороидальные фрикционы. Наибольшее распространение получили клиноременные вариаторы – их конструкция проще, легковеснее и не требует дорогостоящей эксплуатации, как у остальных двух видов вариаторов.

Вариатор Nissan-XTRONIC-CVT

Поначалу вариаторы, особенностью работы которых была плавное изменение передаточного отношения, устанавливались на автомобили с маломощными двигателями, так как они не могли «переварить» большие крутящие моменты – ремни и цепи не выдерживали нагрузок и выходили из строя. Эволюция бесступенчатых трансмиссий этого типа произошла в 2000-х годах, когда в конструкции вариаторов начали применять стальную наборную ленту, которая с легкостью переносила нагрузки при высоких показаниях крутящего момента. С тех пор вариаторы устанавливают на автомобили повышенной проходимости и даже на некоторые спорткары.

Плюсы вариатора

Плавность хода. В этом типе коробки передач отсутствует само понятие перехода со ступени на ступень – стало быть, нивелирован и тот самый промежуток (провал), который возникает при размыкании сцепления гидротрансформатора с коленвалом двигателя у классической АКПП.

Экономия топлива. Высокий коэффициент полезного действия способствует экономному расходу топлива у автомобилей с вариатором. У машин с бесступенчатой трансмиссией гидродинамические потери практически сведены к нулю.

Высокая разгонная динамика. Автомобиль с вариатором «задумчив» на низких оборотах (многие автолюбители относят это к недостаткам такого типа КПП), но на средних и высоких оборотах он отличается отменной разгонной динамикой.

Легкий вес. В конструкции современных вариаторов используются прочные и легкие алюминиевые детали, которые в значительной мере снижают массу агрегата, что положительно сказывается на расходе топлива и динамике автомобиля.

Минусы вариатора

Дорогостоящее обслуживание. Работы по обслуживанию вариаторов, равно как и расходные материалы для них (специальная трансмиссионная жидкость, менять которую производители рекомендуют через каждые 40-50 тысяч км, а также заменяя ремня, которая производится при пробеге 100 тысяч км) обходятся владельцам таких автомобилей в солидные суммы.

Небольшой срок эксплуатации. Беда вариаторов – выход из строя электронного блока управления, который характерен для трансмиссий, произведенных до середины 2000-х годов. Делать капитальный ремонт вариаторов производители машин с таким типом коробки передач рекомендуют через каждые 100-10 тысяч километров.

Вариатор Subaru Lineatronic с цепью

Как видим, у обеих коробок передач есть свои достоинства и недостатки. Современные «автоматы» соревнуются с вариаторами в плавности хода и экономичности, становясь все более технологичнее и дороже. В том числе и в плане обслуживания и ремонта. Можно остановить выбор на четырех- и пятиступенчатых автоматических коробках передач, которыми оснащается несколько новых бюджетных авто и масса — подержанных. Этот вариант хорош тем, что позволит сэкономить на обслуживании и ремонте, но вот комфорт в езде — пострадает. Что касается выбора на основе технических характеристик этих КПП, то если вы рассчитываете купить автомобиль малого или среднего класса, присмотритесь к модели с вариатором, а если вам нужен внедорожник – берите модель с классическим «автоматом».

Статьи по теме:

Распространенные проблемы АКПП

Типичные неисправности вариатора

avtoexperts.ru

Что лучше вариатор или автомат

Что лучше – вариатор или автомат? Вопрос такого плана весьма актуален при покупке автомобиля, когда нет желания впредь постоянно щелкать «ручкой» и выжимать сцепление. Именно поэтому дебаты относительно такой дилеммы продолжаются.

История и конструкция вариатора и автомата

АКПП

Автоматические коробки классического типа – гидротрансформаторы – изобретены достаточно давно, еще в первой четверти ХХ века. Но тогда это были конструкции далекие от совершенства, располагавшие всего парой ступеней и бывшие не совсем «автоматическими» (предусматривались педали сцепления и т. д.). Однако в ходе модернизации недостатки были исправлены.

Автоматическая коробка передач

На данный момент все автоматические коробки данного типа состоят из 4-х основных узлов:

  1. Гидротрансформатор – специальный механизм, который, используя жидкость для АКПП, гарантирует преобразование и передачу крутящего момента. Он располагается непосредственно на маховике силового агрегата;
  2. Комплекс гидравлического управления – набор механизмов, ответственный за корректную работу планетарного редуктора;
  3. Планетарный редуктор – основной компонент системы АКПП. Он включает в себя сателлиты, шестерни и другие части конструкции;
  4. ЭБУ.

В такую коробку заливается исключительно специальная жидкость, предусмотренная автокомпанией. Подобная АКПП работает за счет четкого взаимодействия гидромеханического привода и планетарных механизмов. Управляет этим процессом электроника.

Вариатор

Вариатор – коробка передач бесступенчатого типа. Ее запатентовали очень давно (в 1886 году), но лишь 15-20 лет назад она начала устанавливаться на автомобили, хотя до этого активно использовалась в авиационных электрогенераторах.

Вариатор

Подобная конструкция довольно сложна, но основные компоненты в ней одинаковы:

  1. Ведущий шкив;
  2. Ведомый шкив;
  3. Ремень или цепь;
  4. Раздвижные боковины шкивов;
  5. Блок управления.

Принцип действия вариатора заключается во вращении ведущего и ведомого шкивов, между которыми натянут ремень. Так происходит передача крутящего момента от мотора к колесам. Изменение передаточного числа осуществляется сдвижением и раздвижением боковин шкивов, что изменяет их диаметр. 

Преимущества и недостатки вариатора и автоматической коробки передач

АКПП

Преимущества автоматической коробки передач:

  • Простота – управлять автомобилем с гидротрансформатором легко, так как имеется только 2 педали. Кроме того, такой автомобиль никогда не покатится назад на подъеме, что облегчает начало движения.
  • Комфорт – времена, когда «автоматы» дергались и затыкались в переключениях, прошли.
  • Надежность – данный тип АКПП отработан до мелочей и коробка, при условии должного обращения и сервиса, может «отходить» порядка 300 000 км. Естественно, встречаются и неудачные экземпляры, но это исключение.
  • Сохранность двигателя – АКПП просто не позволяет водителю перегрузить силовой агрегат;
  • Тип-троник — возможность ручного переключения.

Недостатки автоматической коробки передач.

  • Расход – аппетит авто с АКПП выше, чем с МТ. Дело в больших потерях энергии, которая идет на обеспечение работы насоса, отвечающего за создание в магистралях рабочего давления, а также на создание потока трансмиссионной жидкости и ее нагрев. Да и большой вес КПП утяжеляет авто.
  • Стоимость – машина с АКПП дороже из-за наличия такого сложного узла.
  • Замена масла – проводить ее необходимо чаще, чем в вариаторах, да и требуется его больше – до 10 литров.

Вариатор

Преимущества вариатора:

  • Плавность хода – вариатор разгоняет авто чрезвычайно плавно. Его динамика похожа с троллейбусной – никаких рывков и толчков.
  • Динамика – разгон с вариатором, как правило, динамичнее, нежели с классическим «автоматом».
  • Экономичность – модели с вариатором потребляют меньше горючего.

Недостатки вариатора:

  • Обслуживание – периодически требуется замена ремня или цепи, а эта процедура недешевая. Обычно это делается каждые 100 000 – 150 000 км.
  • Аккуратность с маслом – оно достаточно дорогое, а еще для каждого типа вариатора требуется отдельная марка масла. Если залить неподходящее – коробка долго не «проживет».
  • Надежность – вариаторы менее надежны, в сравнении с АКПП, и более требовательны к нормам эксплуатации.
  • Несовместимость с мощными моторами – причина этого в принципе работы самого вариатора, который основан на трении.
  • Звук – вариатор наполняет автомобиль постоянным гулом, так как работает достаточно шумно.
  • Характер работы двигателя – такая коробка держит силовой агрегат на оптимальных оборотах, что приводит к его «зависанию» в одном диапазоне. А в дальнем пути это многим действует на нервы.

Итак, что лучше вариатор или автомат

Как видно, однозначного мнения относительно того, что лучше – вариатор или «автомат», быть не может. Если в приоритете надежность и удобство, а цена большой роли не играет, лучше приобрести авто с АКПП. Если же хочется максимально плавной езды и небольшого расхода – оптимальным выбором станет вариатор.

Похожие статьи

avtonov.com

Какая коробка передач лучше – автомат, механика или вариатор?

Всем привет! Сегодняшняя статья посвящается типам коробок передач, их отличиям, достоинствам и недостаткам. Если вы не знаете, какая коробка передач лучше – автомат, механика или вариатор вы найдете ответ ниже.

Чтобы разбирать достоинства и недостатки каждой из коробок надо разобраться с их устройством.

 

Механика.

Самый старый тип автомобильно трансмиссии. Крутящий момент передается через шестерни, которые вводятся в зацепление и выводятся из него посредством рычага переключения скоростей. Сам механизм устроен так, что в один момент времени может быть включена только одна пара шестерен.

Сцепление служит для разъединения двигателя и трансмиссии. При выключенном сцеплении крутящий момент двигателя не передается коробке передач и в это время производиться  переключение. Управляя автомобилем на механике, водитель до конца чувствует машину и управляет ей.

Для того чтобы понять как работает механическая КПП советую посмотреть вот это видео:

 

 

 

Автомат.

Механическая часть автоматической коробки передач строиться на основе планетарных редукторов. Редукторы вводятся в зацепление посредством т.н. фрикционов, которые в свою очередь приводятся в зацепление гидравлическими поршнями.

Управляется работа автомата при помощи электрических или гидравлических «мозгов». В качестве сцепления используется гидротрансформатор — в упрощенном виде это два пропеллера, один из которых потоком масла раскручивает другой. За счет этого, нет постоянной жесткой связи между валами и крутящий момент передается нелинейно, с ростом оборотов, возможна передача большего момента (современные АКПП умеют блокировать гидротрансформатор и за счет этого здорово экономят топливо).
Для понимания принципа работы АКПП предлагаю вам посмотреть вот это видео:

 

 

Вариатор.

Единственный бесступенчатый тип трансмиссии! Конструкцию со шкивами изменяемого радиуса придумал еще Леонардо Да Винчи.

Принцип работы вариатора – изменение передаточного числа осуществляется бесступенчато посредством изменения диаметров шкивов, между которыми натянут ремень.

Вот в этом ремне и шкивах заключается главный недостаток – это детали высокой степени обработки из дорогих высокопрочных материалов.

Маркетологами данный тип коробок подается, как современное решение позволяющее использовать всю мощность двигателя для разгона! Да на самом деле только вариатор может плавно изменять передаточное число, удерживая двигатель на оборотах максимальной мощности! Но проблема в том, что мощность вариатор передает очень плохо, и сам по себе очень капризен.

Все другие типы коробок умеют жестко (через шестеренки), связывать первичный и вторичный валы (на современных АКПП предусмотрена блокировка гидротрансформатора), тем самым исключается пробуксовка). В случае с вариатором жесткая связь невозможна, при проскальзывании ремня масло вскипает и резко увеличивает силу трения, тем самым устраняется проскальзывание, каждое такое проскальзывание истирает ремень и шкивы. В итоге после пробега 80-150 тыс. км коробка полностью выходит из строя и нуждается в замене. Контрактные и восстановленные коробки это лотерея, их ресурс неизвестен, а новая коробка стоит 300-500 т.р.

Вот так работает вариатор:

 

 

 

Робот.

Робот, это не что иное как управляемая электроникой механическая коробка. На роботизированных трансмиссиях электроника управляет сцеплением, и электроника включает скорости.

В целом решение неплохое, но на маленьких бюджетных коробках наблюдаются рыки при включении скоростей и задержка при переключениях, на спортивных коробках с двумя сцеплениями эта проблема решена, но такие коробки значительно дороже!

Сегодня это самый эффективный тип автоматической трансмиссии! К недостаткам можно отнести только неспособность случайного (селективного) переключения передачи и повышенную сложность, и стоимость у коробок с двумя сцеплениями.

Вот вам небольшое видео про то, как работает роботизированная коробка передач:

 

 

 

Так какая коробка передач лучше?

 

Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно т.к. о вкусах не спорят!

 

Если вы любите «управлять» автомобилем или живете в «глуши» и пробки для вас бывают только в бутылках, проблема выбора у вас не стоит – механика. Причина проста – самый надежный тип коробок передач не требующий дорогого обслуживания и дорогих запчастей.

Если вы живете в большом городе, то после первого месяца эксплуатации автомобиля на механике вы увидите вот такую картину:

Цена обслуживания автомобиля на механике будет самой низкой, и расход топлива будет минимальным, но этот автомобиль будет не самым удобным в управлении.

 

Если большую часть времени вы ползаете по городским пробкам с их режимом старт — стоп однозначно стоит выбрать автомат или вариатор. Да автомат покажет больший расход топлива, а вариатор будет раздражать равномерным завывание двигателя при разгоне, но в городском цикле разница не критична, да и сцепление на механике-роботе в пробках не ходит больше 50-60 тыс. км.

Если выбирать между вариатором и автоматом я рекомендую остановиться на автомате, так как его срок службы в 5-6 раз выше чем у вариатора, он не требует замены ремней (что не дешево) и в крайнем случае автомобиль сохранит способность передвигаться.

Вариатор после пробега 100 000 км на любом автомобиле это лотерея! И в случае проигрыша в худшем раскладе это «попадание» на половину стоимости автомобиля.

 

 

Роботизированная трансмиссия видится как некоторый компромисс между автоматом и механикой, но в городском режиме движения автомобиль будет доставать частыми переключениями и самое главное – робот не умеет перескакивать через передачи. Т.е. АКПП может скинуть 2-3 передачи вниз и начать интенсивный разгон, робот умеет переключаться только на 1 передачу вверх или вниз. Разницы в расходе топлива между роботом и механикой нет и коэффициент полезного действия обеих трансмиссий одинаков! Для любителей погонять – спортивные версии роботизированных коробок обеспечивают максимально быстрый разгон за счет работы двух сцеплений.

 

 

Заключение.

На какой коробке ездить – решать только вам! Лично я предпочитаю классические автоматы или механику. Вариатор тоже хорош, но вот цена ремонта…. А двухдисковый робот штука не для массового применения, хотя разгон с ним шикарен!

 

 

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что теперь для вас навсегда отпал вопрос «какая коробка передач лучше автомат, или механика, или вариатор?»

Если у вас есть чем дополнить эту статью, или есть замечания к тексту, оставляйте комментарии.

 

С уважением, администратор http://life-with-cars.ru

life-with-cars.ru

Вариатор или автомат – что лучше?

Автор: Владимир Егоров
Источник: icarbio.ru
11481 3

Раньше при покупке автомобиля приходилось выбирать между механической (МКПП) и автоматической (АКПП) коробками передач. Теперь выбор существенно расширился – появились автомобили с роботизированными коробками, коробками DSG и вариаторами. В этой связи возникает вопрос: что лучше – вариатор или автомат?

Вначале кратко рассмотрим устройство как вариатора, так и классического автомата, прежде чем переходить к их непосредственному сравнению.

Устройство вариатора

Вариатор
(от лат. variātor «изменитель») автоматическая трансмиссия, способная плавно изменять передаточное отношение в некотором диапазоне. Неформальное название – вариаторная коробка передач или АКПП вариатор.
Современный клиноременный вариатор

Существует множество вариантов конструкции вариаторов, но в автомобилестроении широкое применение нашли два типа:

  • клиноременные;
  • тороидные.

Клиноременные в свою очередь подразделяются на вариаторы с клиновидным толкающим ремнём и с цепью. В первом случае применяется толкающий ремень, набранный из стальных лент, на который поперечно надеты плоские клиновидные пластины. Передача момента осуществляется боковой поверхностью ремня. Во втором используется цепь, также набранная из тонких металлических пластин (но расположенных продольно), соединённых осями. Последние своими торцами и передают крутящий момент.

Тороидный вариатор устроен иначе. Его конструкция включает два соосных диска с тороидными поверхностями, между которыми зажаты ролики. Один диск является ведущим, а другой – ведомым. Изменение передаточного отношения в данном вариаторе осуществляется поворотом роликов. Передача крутящего момента обеспечивается только силами трения между тороидными поверхностями дисков и роликами. Нередко в одной коробке объединяют две тороидные передачи.

Устройство автомата

Автомат
Обиходное название для классической гидромеханической автоматической коробки передач. Такая коробка передач обеспечивает автоматический (без прямого участия водителя) выбор соответствующего текущим условиям движения передаточного числа, в зависимости от различных факторов.
Коробка автомат

В данной статье под автоматом мы будем понимать именно классическую гидромеханическую автоматическую коробку, хотя иногда так называют и вариатор, и роботизированную коробку.

Коробка автомат включает следующие элементы:

На переднеприводных легковых автомобилях в конструкцию также часто включают главную передачу и дифференциал.

Гидротрансформатор вращается в масляном картере и, пробуксовывая, уменьшает рывки в трансмиссии при переключении передач, заменяя собой сцепление, а во вторых дополнительно увеличивает передаточное отношение. Переключение же передач в планетарном редукторе осуществляется за счет фрикционных элементов, который при включении останавливают необходимые шестерни или водило. Кроме того планетарный редуктор позволяет изменить направление вращения выходного вала (реверс).

Раньше в автоматах было 4 передачи, сейчас их число достигает 8 (в одном редукторе соединено более одной планетарной передачи). Это позволяет полнее использовать возможности двигателя и дает экономию топлива, но усложняет и удорожает конструкцию.

Автомат или вариатор – сравнение

А теперь взвесим преимущества и недостатки вариатора и автомата.

Преимущества вариатора:

  1. Крутящий момент и мощность доступны без разрывов, а, следовательно, рывков. Что обеспечивает плавную езду и трогание в любых условиях (это особенно актуально для начинающих водителей).
  2. За счёт первого пункта достигается быстрое ускорение (не затрачивается время на переключение передач).
  3. Меньший расход топлива в сравнении с автоматом за счёт того, что двигатель работает в оптимально режиме.
  4. Оптимальная нагрузка на двигатель уменьшает вероятность его поломок и увеличивает ресурс.
  5. Шум автомобиля с вариатором ниже.
  6. Возможность легко реализовать эмуляцию ручного режима переключения передач (подрулевые лепестки) даже на бюджетных моделях.

Недостатки вариатора:

  1. Стоимость ремонта и обслуживания вариатора выше, чем автомата.
  2. Ниже надежность – конструкция недостаточно отработана.
  3. Ремонт могут произвести не во всех автомастерских.
  4. Работа вариатора зависит от большого числа датчиков, поэтому выход хотя бы одного из них может повлечь неправильную работу вариатора в целом.
  5. Есть ограничения на буксировку автомобиля с вариатором, а также буксирование таким автомобилем прицепа или другого транспортного средства.
  6. Как правило, вариатором оснащают автомобили с двигателями до 200 л. с. (ограничение на передаваемую мощность). Однако этот недостаток будет постепенно уходить.

Преимущества автомата:

  1. Конструкция хорошо отработана и обладает высокой надежностью.
  2. Ремонтопригодность выше, чем у вариатора.
  3. Ремонт могут произвести в большинстве автомастерских.
  4. Нет ограничения на передаваемую мощность.

Недостатки автомата:

  1. Повышенный расход топлива из-за пробуксовки гидротрансформатора и ограниченного числа передач (на 5 – 15 % в сравнении с вариатором).
  2. Разгонная динамика ниже, чем у вариатора.

Подведём итог. Классический автомат переживает свой закат и в скором будущем будет вытеснен вариатором (и другими современными коробками передач). Это связано с недостаточной экономичностью даже современных автоматов, которая обусловлена самой конструкцией гидромеханической коробки (пробуксовка гидротрансформатора). Сдерживающим фактором, не дающим окончательным вытеснить обычный автомат, является в первую очередь отработанность конструкции, которая приводит к сравнительно высокой надежности и ремонтопригодности. Безусловно, по комплексу эксплуатационных характеристик вариатор выигрывает. С повышением надежности последнего классический автомат исчезнет. Будущее, конечно, за вариатором!

Последнее обновление 18.06.2014
Опубликовано 18.06.2014

Читайте также

Комментарии

icarbio.ru

Что лучше автомат или вариатор

При выборе машины каждый автолюбитель хорошо знает, какой тип трансмиссии для него предпочтителен – «автомат» или механика. И если отличия между этими двумя коробками понятны большинству, то вот чем отличается «автомат» от вариатора, скажут немногие. Неподготовленному, неопытному автолюбителю будет сложно разобраться в этом вопросе.

Содержание

  1. Сравнительные характеристики
  2. Типы коробок
  3. Отличия
  4. Выбираем под себя

В свое время у меня возникало много вопросов по этому поводу. Однако приложив немало усилий, перечитав большое количество информации, пересмотрев громадное число видео и пообщавшись со своими знакомыми из сервиса, я, наконец, понял, в чем заключается отличие. Теперь хочу поделиться с вами своими знаниями и опытом.

Первое, что хочу сказать – автоматическая и вариаторная трансмиссии совершенно разные, как по принципу работы, так и по строению. Единственное сходство между ними – функция переключения передач. Чем же отличаются эти трансмиссии? Что лучше, «автомат» или вариатор? В этих вопросах будем разбираться.

Характеристики обоих типов трансмиссии

Начну с хорошо известной многим владельцам автоматической коробки. Она состоит из:

  • редуктора;
  • гидротрансформатора.


Последний осуществляет сцепление и отвечает за переключение передач. Задача редуктора держать в постоянном зацеплении все пары шестерней. В результате получается единый механизм, имеющий несколько ступеней.
Вариатор работает без переключения скоростей. Принцип работы заключается в следующем. Ведомый и ведущий конусные шкивы передают передаточное число. Они располагаются друг против друга. Они стянуты цепями или металлическим трапециевидным ремнем.

За счет движения шкивов происходит ускорение автомобиля без изменения оборотов двигателя. Мотор, работающий в паре с вариаторной трансмиссией, имеет больший ресурс, поскольку он не эксплуатируется на больших оборотах.

Определяем тип КПП

Разница между вариатором и «автоматом» вполне очевидна. Она выражается техническими особенностями, а также спецификой работы. А если не брать во внимание техническую часть, то, как узнать, какая трансмиссия установлена именно в вашем автомобиле? Можно ли определить тип КПП исходя лишь из поведения автомобиля? Я думаю, что этот вопрос вызывает большой интерес. Отвечу на него максимально конкретно и понятно.

Достигнув определенного количества оборотов, происходит переключение автоматической КПП на повышенную или пониженную передачу. В момент переключения вы должны ощущать характерный небольшой толчок. Он похож на толчок при переключении механической трансмиссии и помогает определить тип коробки – вариатор или «автомат». Переключение передачи автоматической КПП происходит лишь при 3,5 тысяч оборотов. Также возрастает уровень шума мотора, когда машина набирает скорость.

В чем основное отличие?


Теперь объясню, как отличить вариатор от «автомата»? Чем характерна работа вариатора – он не производит никаких переключений передач. Машина движется плавно и мягко. При наборе скорости обороты изменяются незначительно. По сути, такая трансмиссия отличается бесконечным количеством передач. Мой личный опыт показал, что ездить на автомобиле с вариатором намного комфортнее и удобнее.

Привожу подробный перечень основных отличий варианта от автомата. Автоматическая трансмиссия:

  1. Не обеспечивает автомобилю стремительности и динамичности.
  2. Способствует большему расходу горючего по сравнению с машиной, оснащенной вариаторной КПП.
  3. Требует частой замены масла в больших объемах.
  4. Ремонт автоматической коробки обойдётся вам гораздо дешевле.
  5. «Автомат», наоборот, имеет гидротрансформатор, который отвечает за переключение передач.

Вариаторная коробка:

  1. Для ее ремонта требуются высококлассные и действительно профессиональные мастера, которые имеют большой опыт.
  2. Ремонт занимает большое количество времени.
  3. Вариатор работает без переключения передач.
Нелегкий выбор

Какой вид трансмиссии все-таки предпочесть? Что надежнее автомат или вариатор? Какая из трансмиссий прослужит дольше, и не будет доставлять вам хлопот? По сравнению с автоматической коробкой вариатор выигрывает в плане эксплуатации. Он обеспечивает уверенный разгон, способствует экономии топлива, что немаловажно в условиях постоянно растущих цен. Ресурс вариаторной трансмиссии значительно превышает «автомат».

Однозначного ответа на вопрос, что надежнее нет. Ориентиром здесь могут служить лишь ваши личные предпочтения и желания. Могу посоветовать одно. Если вы ездите исключительно по городу, то можете выбирать вариатор. Этот тип трансмиссии поможет отлично сэкономить на топливе.

Если вы регулярно выезжаете за город или любите много путешествовать по любым трассам и дорогам, то предпочтение стоит отдать только «старому доброму автомату». Поверьте, так будет надежнее. Для тех, у кого есть сейчас валюта, расскажу пример одного знакомого. Он также не мог решиться, что лучше выбрать. В итоге приобрел 2 машины с разным типом трансмиссии. Выезжая за город, он катается на Ауди с автоматом, чтобы поскорее добраться до нужного места. На работу едет на бэхе с вариатором. Простое решение, доступное не всем. Зато он реально экономит.

Словом, вариатор или автомат – решать только вам. Единственно правильного решения здесь нет. Все строго индивидуально. Обязательно посмотрите видео и более подробно почитайте технические характеристики обеих трансмиссий. Так вам станет понятнее, какая именно КПП вам больше всего подходит, ведь человек, покупая машину, планирует её эксплуатирование. Естественно, на вариаторе можно поехать в путешествие, но издеваться над такой коробкой не получится. Такие машины заслуживают звание нежинки, где всё стоит учитывать.

Вернуться вверх

daciaclubmd.ru