412 э – Москвич-412 — Википедия
ИЖ Москвич 412 ИЭ-028 Красун (ВЗАИМНО) › Бортжурнал › История создания Москвич 412
Из легенд немецкого автопрома BMW с наибольшим трудом выкарабкивалась из разрухи. Успех к баварцам пришел после создания в 1960-х гг. семейства BMW New Class — небольших седанов среднего класса, надежных и комфортабельных, с хорошей динамикой и управляемостью. Любопытно, что «Москвич-412» имел в тот период сходный имидж. И это не единственное, что объединяло «Москвич» с BMW.
В 1964 г., когда «Москвич-408» только встал на конвейер, было ясно, что его двигатель, ведущий родословную еще от Opel Kaclett 1938 г., находится на пределе возможностей по улучшению. Прочному и тяжелому «Москвичу» нужен был весьма мощный двигатель, чтобы соответствовать хотя бы среднему западному стандарту. В том же году конструкторы начали работать над новым мотором — впервые в истории завода. И вдохновлялись они немецким агрегатом BMW М10.
Москвичи не копировали баварцев — они лишь переняли ряд передовых решений. Алюминиевый блок цилиндров, полусферические камеры сгорания, верхний распределительный вал с цепным приводом дали передовую, по мировым меркам, энерговооруженность. Благодаря сменным гильзам цилиндров, при капитальном ремонте двигатель не нужно было растачивать на сложном оборудовании — достаточно лишь заменить гильзы. Полноопорный коленчатый вал обеспечил плавность и малую шумность. Кроме этого, двигатель имел необычную компоновку с наклонным блоком цилиндров для компактности и понижения центра тяжести. Именно этот мотор впервые в СССР оснастили быстросменным воздушным фильтром, который сейчас имеет каждый автомобиль.
«Москвич-412» стал не заменой «Москвичу-408», а слегка запоздавшей люкс-версией. По сравнению с базовой версией улучшились ускорение, экономичность, максимальная скорость. «Москвич-412» оставался самым быстрым серийным советским автомобилем до появления в 1972 г. ВАЗ-2103.
Более того, разработки МЗМА в области двигателестроения повлияли на работу нового Волжского автозавода. По настоянию московских инженеров, которых привлекли к оценке и модернизации Fiat 124 (будущего ВАЗ-2101) Fiat согласился переработать двигатель с нижнего расположения распредвала на верхнее, то есть осовременить.
В 1968 г. команда «Москвича» заняла 4-е место в командном зачете ралли Лондон — Сидней по трем континентам. В 1970 г. три из пяти «Москвичсй-41 2» оказались среди 22 добравшихся до финиша участников ралли Лондон — Мехико, при 96 стартовавших экипажах, заняв 3-е место в командном зачете.
«Москвич-412» поставлялся в 70 стран, от Франции до Панамы. На экспорт автомобиль шел под брендами, которые представляли собой различные варианты латинизированного написания слова «Москвич»: Moskvich 412, Moskvitch 412, Moskvvitsch 412, Moskvitsh 412, а также Moskvitch Elite 1500, Elite 1500 Cavalier.
Более мощный двигатель потребовал изменений других узлов «Москви-ча-412» по сравнению с 408-м. Впервые в СССР 412-й имел коробку передач с напольным рычагом и синхронизаторами на всех четырех ступенях, гидровакуумный усилитель тормозов.
Зато московские «Москвич-408» и «Москвич-412» в 1969 г. прошли модернизацию для удовлетворения европейских требований безопасности, получив новый кузов с другой силовой структурой, травмобезопасную рулевую колонку, раздельные сиденья спереди, ремни безопасности, мягкую обшивку салона, зеркало заднего вида с ночным режимом и другие усовершенствования. Тогда же на «Москвич» стали ставить прямоугольные фары евростандарта. Нужно сказать, что ВАЗ применил аналогичные фары только в 1979 г.
«Москвич-412» стал первым советским автомобилем, прошедшим краш-тест во Франции.
Не только ВАЗ, но и МЗМА/АЗЛК широко использовал иностранные разработки. Так, на «Москвиче-412» стояли лицензионное сцепление с диафрагменной пружиной (впервые в СССР) и тормозная система английской разработки. Более того, в начале 1970-х гг. и АЗЛК, и «Ижмаш» были полностью перестроены под технологии сборки Renault, после чего вышли на мощность до 200 тыс. экз. в год каждый.
До середины 1970-х гг. «Москвич-412» хорошо продавался во всем мире, но в последнюю очередь благодаря спортивной славе. Продажи резко увеличились после ралли Лондон — Сидней 1968 г., в котором советский автомобиль показал свою надежность. Успехи «Москвичей» связывают в первую очередь с надежной и неприхотливой конструкцией с большим запасом прочности. «Москвич-412» стал последним авто из СССР, добивавшимся успеха в мировом спорте.
Модель выпускалась на АЗЛК до 1976 г. и сошла с конвейера практически одновременно с «младшим» «Москвичом-408». К этому времени автомобиль сдал позиции и в спорте, и в экспорте. Иностранные лидеры с годами вносили все больше собственных доработок, чтобы советские машины соответствовали требованиям.
Модификации Базового седана:
Москвич-412 — базовый седан.
Москвич-412И (до 1969 года) — в специальном исполнении, соответствующий европейским нормам безопасности.
Москвич-412ИЭ — все М-412 с 1969 года имели буквы ИЭ, так как новый кузов изначально соответствовал европейским нормам безопасности и теоретически мог экспортироваться.
Москвич-412К — машинокомплект для сборки за границей.
Москвич-412М — медицинской службы.
Москвич-412П — праворульный, рычаг КПП только напольный.
Москвич-412Т — такси (широкого распространения не получил).
Москвич-412У — учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы.
Москвич-412Э — экспортный.
Москвич-412Ю — в тропическом исполнении.
Универсалы и фургоны:
Основная статья: Москвич-427
Москвич-427 — базовый универсал.
(буквенные индексы аналогично седанам)
Москвич-434 — базовый фургон.
В 1972 году был обновлён фургон М-433 (на базе М-408), версия с двигателем М-412 получила обозначение «Москвич-434». В отличие от раннего М-433 пятую дверь сделали цельной. Также был модернизирован универсал Москвич-426 (тоже на базе М-408), в версии с новым мотором он получил индекс М-427, задние фонари остались прежними. От предыдущей модели отличался цельной задней дверью, поднимаемой вверх.
Малосерийные и опытные:
Москвич-412Р — спортивные версии с форсированными двигателями, в том числе с «двухвальными» головками блока цилиндров 412-Г(412-2В) объёмами 1,5, 1,6, 1,8 л., развивавшими мощность в диапазоне 99-140 л.с.
Теперь и я про создание этого чуда автопрома узнал много интересного. Все таки машина зверь.
www.drive2.ru
новый 1991 Москвич 412 ИЭ — Пробег 1196 км
Москвич-412 — советский и российский автомобиль II группы малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном вАЗЛК, с 1967 по 1977 год и на автомобильном заводе в Ижевске с 1968 по 2001 год (серийно по 1997 год).
Был по сути модификацией модели «Москвич-408», долгие годы выпускался совместно с ней и впоследствии также совместно с ней был модернизирован в семейство «Москвич-2140 / 2138».
Установка на шасси «408-й» модели современного и существенно более мощного двигателя ощутимо повысила динамические характеристики, при сохранении экономичности доведя их до высоких для данного класса даже по западноевропейским меркам.
Хотя управляемость автомобиля и осталась на прежнем уровне, уже не вполне соответствующем новейшим аналогам, тормозная динамика улучшилась, а работа водителя была облегчена за счёт введения гидровакуумного усилителя в тормозной системе.
Дизайн экстерьера и интерьера «Москвича» были переработаны, при этом обновление носило в основном косметический характер, а также было призвано подтянуть автомобиль до уровня норм пассивной безопасности, принятых ЕЭК ООН, необходимого для дальнейшего экспорта в развитые страны, что было подтверждено сертификационными краш-тестами во Франции.
В первые годы выпуска большая часть М-412 шла на экспорт. Автомобиль собирали в НРБ (под маркой Rila) и Бельгии (под маркой Scaldia).
В продвижении на мировом рынке важную роль играла слава, завоёванная «Москвичами» в международных ралли на рубеже шестидесятых и семидесятых годов. Внутри страны предлагался до середины 1990-х годов, а ряд модификаций на его базе — и до начала 2000-х.
МОДИФИКАЦИИ
Базового седана:
- Москвич-412 — базовый седан.
- Москвич-412И (до 1969 года) — в специальном исполнении, соответствующий европейским нормам безопасности.
- Москвич-412ИЭ — все М-412 с 1969 года имели буквы ИЭ, так как новый кузов изначально соответствовал европейским нормам безопасности и теоретически мог экспортироваться.
- Москвич-412К — машинокомплект для сборки за границей.
- Москвич-412М — медицинской службы.
- Москвич-412П — праворульный, рычаг КПП только напольный.
- Москвич-412Т — такси (широкого распространения не получил).
- Москвич-412У — учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы.
- Москвич-412Э — экспортный.
- Москвич-412Ю — в тропическом исполнении.
Универсалы и фургоны:
Основная статья: Москвич-427
- Москвич-427 — базовый универсал.
(буквенные индексы аналогично седанам)
- Москвич-434 — базовый фургон.
В 1972 году был обновлён фургон на базе М-408, М-433, версия с двигателем М-412 получила обозначение «Москвич-434». В отличие от раннего М-433, пятую дверь сделали цельной. Так же, был модернизирован универсал Москвич-426 (также на базе М-408), в версии с новым мотором он получил индекс М-427, задние фонари остались прежними. От предыдущей модели также отличался цельной задней дверью, поднимаемой вверх.
Малосерийные и опытные:
- Москвич-412Р — спортивные версии с форсированными двигателями, в том числе с «двухвальными» головками блока цилиндров 412-Г(412-2В) объемами 1,5, 1,6, 1,8 л., развивавшими мощность в диапазоне 99-140 л.с.
ВАРИАНТЫ РЕШЁТОК РАДИАТОРА
-
МЗМА, АЗЛК, М-408 и −412 до 1969 года (двухфарная), а также Иж, М-408 — до 1967 года, М-412 — до 1969 года (ижевский вариант отличался иной эмблемой).
-
АЗЛК, М-408Э и −412Э до 1969 года, четырёхфарная.
-
АЗЛК, М-408ИЭ и −412ИЭ после 1969 (рестайлинговая, с мелкой клеткой).
-
АЗЛК, М-408ИЭ и −412ИЭ после 1969 (рестайлинговая, с крупной клеткой).
-
Иж, М-412ИЭ с 1969 до 1982 года.
-
Иж-2125 «Комби» c 1973 до 1982 года.
-
Иж-412 с прямоугольными фарами. 412-я модель с такими фарами в Ижевске выпускалась ограниченно, ввиду дефицита фар такого типа, производившихся в ГДР.
Иж-412-028 и 21251 «Комби» с 1982 года.
1991 Москвич 412
1.5 л / 75 л.с.
Пробег – 1196 км
Коллекционный вариант,настоящий пробег,подробности по телефону или при встрече.
Цена: 200 000
auto.ru
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
xn--80aafe9bhdrpm.com
Москвич 412 — это… Что такое Москвич 412?
Москвич-412
Москвич-412 на викискладеОбщие данные
Года пр-ва: | 1967-1976 |
Класс: | малый III группы/family car |
КПП: | механическая, 4х-ступенчатая |
УЗАМ-412 | |
---|---|
Производитель: | УЗАМ |
Марка: | УЗАМ-412 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 1480 см3 |
Максимальная мощность: | 75 л.с., при 5800 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 107,9 Н*м Н·м, при 3400-3800 об/мин |
Конфигурация: | рядный, четырёхцилиндровый |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 142 км/час |
Разгон до 100 км/ч: | 19 с |
Расход топлива при городском цикле: | 11,3 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 10,6 л/100 км |
Ход поршня: | 70 мм |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Cтепень сжатия: | 8,8 |
Система питания: | карбюратор К-126Н, двухкамерный |
Охлаждение: | жидкостно |
Клапанной механизм: | OHC с V-образным расположением клапанов и приводом коромыслами |
Материал блока цилиндров: | алюминий, гильзы чугунные |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Ресурс: | до капремонта — 150 тыс. км. |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Характеристики
Размеры
Скоростные характеристики
Разгон до 100 км/ч: | 19 с. |
Макс. скорость: | 140 км/ч |
На рынке
Другое
Расход топлива: | 8 — 11,3 л./100 км |
Объём бака: | 46 л. |
Заводы: | МЗМА / АЗЛК (Москва, СССР) ИжАЗ (Ижевск, СССР) Scaldia (Брюссель, Бельгия) Балкан (Ловеч, НРБ) |
Москви́ч-412 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК, с 1967 по 1976 год, и на автомобильном заводе в Ижевске с 1967 по 1997 год. Был создан на основе модели Москвич-408.
Относительно предшественника, на 50 % повысилась мощность двигателя и на 17 Н*м — крутящий момент, максимальная скорость увеличилась на 18 км/ч, время разгона до 100 км/ч снизилось на 10 секунд, а расход топлива — в среднем на 1 литр/100 км. Улучшилась и тормозная динамика, а управление автомобилем стало легче. После проведенного в 1969 году рейстайлинга кузова ощутимо улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.
Автомобиль широко предлагался на внешнем рынке (во многом, в ущерб внутреннему). В первые годы выпуска большая часть М-412 шла на экспорт. Сборка автомобиля осуществлялась в НРБ (как Moskvitch Rila) и Бельгии (как Scaldia 412).
История создания
Осенью 1964 года на заводе МЗМА было начато производство модели Москвич-408, который стал родоначальником целого семейства «Москвичей» третьего поколения. Не останавливаясь на достигнутом, в 1967 году завод освоил и модель 412, ставшую значительной вехой не только в истории завода, но и в истории отечественной автомобильной промышленности в целом.
Следует заметить, что неправильно считать, что М-412 был преемником модели −408, так как эти автомобили выпускались параллельно, хотя начало выпуска М-412 несколько задержалось. На самом деле, М-412 следует рассматривать как более престижную и мощную версию М-408. Преемником же «408-го» стала модель Москвич-2138 (1976).
Модернизации
Ранний Москвич-412 в 408-м кузове в Сиднее, Австралия. 1968.
Задняя часть кузова.
М-412ИЭ в пост-рестайлинговом кузове.
Силовая схема кузова М-412ИЭ со сминаемыми зонами в оконечностях.
Пост-рестайлинговый кузов М-408ИЭ/412ИЭ.
Задняя часть М-412ИЭ.
Изначально автомобиль использовал кузов М-408, фактически являясь его «люксовой» версией. Однако, одновременно с освоением новой модели началась и разработка нового кузова для нее. При этом была поставлена цель максимальной унификации с существующим кузовом, так что задача перед дизайнерами стояла действительно сложная: не меняя общей конструкции кузова, придать автомобилю иное визуальное восприятие по сравнению с предшественником.
С поставленной задачей дизайнеры МЗМА справились. Обе модели (и −408, и −412) получили новый кузов, в который без переделок могли быть установлены оба имевшихся в производстве двигателя — 408Э или 412 (с декабря 1969 года). Оконечности нового кузова представляли собой деформируемые зоны безопасности («crumple zones»), предназначенные для смягчения удара при аварии — конструкция, по тем временам относительно недавно вошедшая в практику европейских автомобилестроителей (один из первых примеров использования — Mercedes-Benz «Heckflosse» W111 1959 года, остальные производители ввели этот приём в практику в течении 1960-х — 1970-х годов, например, Volvo — в 1967 году). Новый кузов в полной мере удовлетворял требованиям пассивной безопасности тех лет, что было подтверждено сертификационными испытаниями во Франции. Поэтому к обозначению были добавлены буквы И и Э, означающие соответствие уставновленным ЕЭК ООН нормам пассивной безопасности и возможность экспортирования. Автомобиль стал штатно комплектоваться ремнями безопасности (конец 1969 года), элементы салона стали травмобезопасными, с мягкими накладками (с февраля 1969 года).
Москвич-412ИЭ стал первым советским автомобилем, на котором вопросам пассивной безопасности было уделено серьезное внимание. Двухконтурная система тормозов же (с 1969 года) серьезно улучшила активную безопасность автомобиля. В 1974 (1972 ?) году появились клыки на бамперах, так же являющиеся элементом пассивной безопасности — они предотвращали «подныривание» машины под препятствие.
Визуальная новизна обеспечивалась применением горизонтальных фонарей с треугольными указателями поворота сзади и прямоугольных фар производства ГДР (так же ставились на автомобили
С 1969 года М-412ИЭ стал базовой моделью Московского завода, при этом выпуск М-408 был сохранен.
Однако, модернизированный автомобиль сохранял главный недостаток своего предшественника — недостаточную ширину, что, помимо снижения комфортабельности, в сочетании с немалой высотой, довольно высоким расположением центра тяжести и зависимой рессорной задней подвеской вредило устойчивости и управляемости «Москвича».
В 1971 году завод МЗМА претерпел реконструкцию, после пуска нового конвейера, объем выпуска «Москвичей» увеличился почти в два раза.
В том же году инетерьер Москвичей (и −408ИЭ, и −412ИЭ) прошел небольшую модернизацию: панель приборов вместо нескольких отдельных мягких накладок получила одну общую, появились новые обшивки дверей, внутренние ручки, и т. д.
Москвич-3-5-3 — одна из первых попыток разработать автомобиль на смену семейству 408—412 (1970 год).Логика и предшествующая история завода АЗЛК/МЗМА давали возможность воспринимать модель −412ИЭ как переходную: подновленный кузов в сочетании с приципиально новыми агрегатами. Именно таким образом, за счет «переходных» серий, происходила смена поколений на МЗМА в 1950-е — 60-е годы. Однако, несмотря на многочисленные попытки заводских конструкторов в начале 1970-х спроектировать автомобиль, сочетающий новый, современный кузов и механику модели −412 (см. Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С), замена «412-му» семейству фактически появилась только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ.
Модификации
Москвич-427
Базового седана:
- Москвич-412 — базовый седан.
- Москвич-412И (до 1969 года) — в специальном исполнении, соответствующий европейским нормам безопасности.
- Москвич-412ИЭ — все М-412 с 1969 года имели буквы ИЭ так как новый кузов изначально соответствовал европейским нормам безопасности и теоретически мог экспортироваться.
- Москвич-412К — машинокомплект для сборки за границей.
- Москвич-412М — медицинской службы.
- Москвич-412П — праворульный, рычаг КПП только напольный.
- Москвич-412Т — такси.
- Москвич-412У — учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы.
- Москвич-412Э — экспортный.
- Москвич-412Ю — в тропическом исполнении.
Универсалы и фургоны:
- Москвич-427 — базовый универсал.
(буквенные индексы аналогично седанам)
- Москвич-434 — базовый фургон.
В 1972 году был обновлен фургон на базе М-408, М-433, версия с двигателем М-412 получила обозначение «Москвич-434». В отличие от раннего М-433, пятую дверь сделали цельной. Так же, был модернизирован универсал Москвич-426 (так же на базе М-408), в версии с новым мотором он получил индекс М-427, задние фонари остались прежними. От предыдущей модели так же отличался цельной задней дверью, поднимаемой вверх.
Малосерийные и опытные:
- Москвич-412Р — спортивный с форсированным двигателем (1,5 (110 л.с.) или 1,8 л. (125 л.с.) и литыми легкосплавными дисками колес. Выпущено 22 единицы или около того.
Варианты решеток радиатора
АЗЛК, М-408 и -412 -до 1969 года (двухфарная), а так же ИЖ, М-408 — до 1967 года, М-412 — до 1968 (69?) года (ижевский вариант отличался иной эмблемой). | АЗЛК, М-408Э и -412Э — до 1969 года (экспортная, четырехфарная), а так же ИЖ, М-408Э — до 1967 года, М-412Э — до 1968 (69?) года (ижевский вариант отличался иной эмблемой). | АЗЛК, М-408ИЭ и -412ИЭ — после 1969 (рестайлинговая, с мелкой клеткой). | АЗЛК, М-408ИЭ и -412ИЭ — после 1969 (рестайлинговая, с крупной клеткой). |
ИЖ, М-412ИЭ с 1973 до 1982 года. | ИЖ-2125 Комби c 1973 до 1982 года. | ИЖ, M-412ИЭ и 21251 Комби — с 1982 года. |
Ижевские «Москвичи» и сборка за рубежом
Ижевский М-412 позднего выпуска (после 1982 г.)
Ижевский М-412 1974 года выпуска
Пикап Иж-2125 продавали в Финляндии как Elite PickUp, так как базовый седан был там известен как Elite 1500. Плакат 1978 года.
В 1967 году, параллельно с развёртыванием выпуска М-412 в Москве, аналогичные автомобили стали под маркой «Иж» производить вместо М-408 на построенном на производственной базе оборонного предприятия Ижевском автозаводе, курируемом Министерством Обороны и лично министром обороны Устиновым. Впоследствии, ижевские «Москвичи» развивались и модернизировались в целом независимо от московских. За счет более высокого уровня контроля качества на фактически оборонном предприятии, автомобили ижевского производства в советское время имели ощутимо меньшие показатели заводского брака, чем их аналоги производства АЗЛК.
М-412 выпускался в Ижевске до 1997 года, в том числе в версиях кузова пикап — Иж-2715 (c 1972 г.) и «комби» — Иж-2125 (с 1973 г.), выпускался в Ижевске и фургон Москвич-434.
До 1968 года автомоибль внешне соответствовал Москвичам АЗЛК, кроме эмблемы «Иж» на решетке радиатора (отличной от более поздних эмблем «Иж») и руле. С 1968 года ижевский седан получил новый кузов (412ИЭ) с горизонтальными задними фонарями (позднее, с 1969 года, в таком же кузове собирались и седаны АЗЛК), и до 1973 года Иж-Москвич-412ИЭ имел облицовку радиатора с прямоугольными фарами, отличную от машин АЗЛК, с вертикальным рисунком (как на фотографии пикапа справа). С 1973 года, когда на ИЖ почти перестали поставлять дефицитные фары производства ГДР, фары на автомобилях Иж для внутреннего рынка (кроме «Комби») стали круглыми (на экспортные судя по всему продолжали ставить прямоугольные). В 1982 году был проведен рестайлинг, появились двери с утопленными в филенки ручками (отличные от аналогичных на Москвиче-2140), черная крашенная решетка радиатора.
Экспортировались ижевские автомобили наряду с Московскими под теми же брендами.
Scaldia 1500 в комплектации Rally
Так же, М-412 собирался в городе Ловеч (под названием Moskvitch Rila) вместе с моделью 408 с 1967 года в Болгарии из советских комплектующих, затем с 1976 года там собирались модели Москвич-2140 и с 1988 — Москвич-2141 «АЛеКо» (под названием Moskvitch Balkan).
Отверточной сборкой «Москвичей» из машинокомлектов занимались и в Бельгии, на фирме Scaldia-Volga S.A. Здесь они были известны под маркой Moskvitch Scaldia 1500. В качестве опции предлагались дизельные двигатели — изначально британской фирмы Perkins, позднее — французской Peugeot-Indenor. Интерьеры Скальдий были серьезно видоизменены относительно исходной советской версии. Комплектации предлагались: Normal, L. S., Elita и Rally.
В Финляндии дилером Москвича была фирма Konela, полной сборкой из машинокомлпектов она не занималась, но ее варианты Москвичей так же были существенно доработаны относительно исходников, это касалось и салона, и, зачастую, технической части.
Описание конструкции
Сохранив дорогостоящие в производстве кузовные панели, многие узлы и конструктивные решения «408-го», М-412 во многом выгодно отличался от него. Впервые на массовом отечественном легковом автомобиле нашли применение: верхневальный двигатель, полностью синхронизированная на передачах переднего хода коробка передач, система тормозов с гидровакуумным усилителем, полнопроточный масляный фильтр, воздушный фильтр с быстросменным сухим элементом — узлы, без которых невозможно себе представить современный автомобиль, но во второй половине шестидесятых годов они только стали появляться на автомобилях подобного класса.
Силовой агрегат
Главной новинкой был двигатель, разработанный Игорем Ивановичем Окуневым. Возможности старого, ведущего свою родословную еще от довоенного Opel Kadett, двигателя М-408 были к тому времени исчерпаны, поэтому новый двигатель никак не был связан с ним конструктивно или технологически. Первые опытные образцы нового двигателя появились в 1964 году. «Обкатывалась» конструкция на гоночном автомобиле Москвич-Г4М, имевшем его форсированный вариант (92 л. с.) На этом автомобиле мастер спорта В. Щавелев занял четвертое место на первенстве СССР 1966 года по кольцевым гонкам.
Двигатель М-412.
Двигатель был разработан целиком и полностью конструкторским коллективом завода МЗМА, хотя прототип довольно многих конструктивных решений угадать несложно — новейший, по тем временам, двигатель [1]. Вместе с тем, ни копией, ни дальнейшей разработкой этого двигателя УЗАМ-412 не являлся, и имеет от него крайне существенные отличия, в частности, другую геометрию цилиндров, и так далее.
Главная особенность двигателя Москвича-412 — наклонённый вправо по ходу движения блок цилиндров (так называемый slant-block). Это решение позволило сделать двигатель более компактным, снизить центр тяжести автомобиля. Впервые подобное решение применила фирма Chrysler в конце пятидесятых годов.
Под литой из алюминия крышкой головки блока с красивой надписью «Москвич-412» скрывалась весьма современная для 1967 года конструкция: верхний распредвал, приводимый в движение пластинчатой цепью Морзе с натяжителем-звёздочкой, и приводом коромыслами клапанов, расположенных по обе стороны от распредвала. Эта схема широко использовалась на высокопотенциальных длвигателях тех лет — Honda и так далее.
Необычной была и полусферическая форма камеры сгорания, обеспечивавшая лучшие условия сгорания рабочей смеси, стало быть — улучшавшая КПД двигателя. Аналогичное решение принесло успех семейству двигателей HEMI американской фирмы Chrysler (выпускаются до сих пор с минимальными изменениями) и вышеупомянутому BMW M10.
Блок цилиндров был выполнен из алюминия с чугунными сменными гильзами, что позволяло капитально ремонтировать двигатель, а не менять его целиком.
При рабочем объёме в 1480 см³, двигатель −412 развивал 75 л.с., что по тем временам было неплохим результатом для автомобиля подобного класса. Скажем, Автомобиль 1967 Года в Европе — FIAT-124 — имел нижневальный двигатель мощностью 66 л.с., в мощной версии «1400 Special» — 79 л.с. Двигатель BMW 1500 при том же рабочем объеме развивал те же 75 л.с. (80 л.с. в версии с другим карбюратором), правда, при ощутимо большем крутящем моменте (118 Н*м против 108 Н*м у Москвича).
Сравнительные характеристики BMW M115 и УЗАМ-412
Двигатель | Год начала выпуска | Рабочий объем, см3 | Пиковая мощность, л.с. | Пиковый момент, Н*м | Материал блока цилиндров | Материал ГБЦ | Клапанной механизм | Карбюратор |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
BMW M115 (1500) | 1961 | 1499 | 75@5500 об./мин. | 118@3000 об./мин. | Серый чугун | Алюминий | SOHC, привод цепной, расположение клапанов V-образное | Solex 34 PICB — двухкамерный |
Москвич-412 (1500) | 1967 | 1480 | 75@5800 об./мин. | 108@3400-3800 об./мин. | Алюминий, со сменными гильзами из серого чугуна | Алюминий | SOHC, привод цепной, расположение клапанов V-образное | К-126Н — двухкамерный |
В конце 60-х… начале 70х годов мощный, современный, не требовательный к эксплуатационным материалам и очень надёжный (хотя и излишне шумный) двигатель был основным козырем «412-го» и на внутреннем рынке, и на экспортном. До появления в 1972 году «люксовой» модели ВАЗ-2103, М-412 был самым быстрым из массовых отечественных автомобилей — по динамике он значительно превосходил ВАЗ-2101 с его 64 л.с., а конструктивно двигатель «Москвича» на голову выше ВАЗовского.
Вплоть до появления модели ВАЗ-2108, отечественные спортсмены предпочитали именно «Москвичи», потому что двигатели семейства «1500» легко форсировались и давали хорошую отдачу по мощности. Для установки на спортивную версию автомобиля в конце 1960-х на АЗЛК были созданы версии двигателя объемом 1,5-1,6-1,7 л. с двумя распределительными валами в головке цилиндров, такая схема была широко распространена в те годы на европейских высокопотенциальных двигателях (примеры — Jaguar XJ, Fiat 125, Alfa-Romeo Julia). Мощность составляла от 100 до 117 л.с.
В последние года производства, на базе двигателя УЗАМ-412 были созданы серийные варианты рабочим объемом 1,7, 1,8 и 2,0 л. для установки на автомобиль Москвич-2141 «Святогор», однако, они не получили широкого распространения. В 90-е годы существовали прототипы вариантов с четырьмя клапанами на цилиндр и инжекторным впрыском топлива.
Во многом именно благодаря разработкам МЗМА на автомобилях ВАЗ двигатель имел верхний распредвал; на их прототипе — FIAT-124 — двигатель был нижневальным, как на «Волге» или более ранних «Москвичах». Только после длительных переговоров и во многом благодаря стараниям главного конструктора АЗЛК Андронникова итальянцы уступили требованиям советской делегации перепроектировать двигатель под более современную конструкцию (что повлекло за собой определенные проблемы с ресурсом распределительного вала двигателя ВАЗ-2101, который в силу конструктивных особенностей смазывался неудовлетворительно).
Сцепление было усиленным, с пружиной диафрагменного типа (впервые в отрасли), выпускалось по лицензии заграничной фирмы.
Коробка передач представляла собой модернизированный вариант уже выпускавшейся. В отличие от нее, на новой КПП все передачи переднего хода были синхронизированы. Однако, коробка сохранила дистанционный привод, а значит — нечеткое включение передач и недостаточную избирательность рычага КПП, что особенно проявилось при напольной установке рычага (с кон. 1968 года). Кузов с 1969 года был оборудован для соответсвия европейcким нормам пассивной безопасности (до этого до них доводили лишь кузова машин, шедших на экспорт). Передаточные числа трансмиссии даны в таблице ниже.
Передача | I | II | III | IV | R | Главная передача |
---|---|---|---|---|---|---|
Передаточное число | 3,49:1 | 2,04:1 | 1,33:1 | 1,0:1 | 4,71:1 | 3,9:1 |
Экстерьер, интерьер, шасси
Cигнальный блoк.
Кузов с оборудованием и шасси в целом остались аналогичны Москвичу-408. Модернизация обеих моделей проводилась параллельно, и унификация в дальнейшем сохранялась, но на М-412 многие изменения внедрялись раньше, чем на М-408. Так, на нём раньше появились напольный рычаг переключения передач и панель приборов с единой мягкой накладкой.
Использование
Помимо продажи населению, седан Москвич-412 использовался милицией и ГАИ. Делались попытки использования автомобиля (как седана, так и универсала) в такси, но из-за недостаточной долговечности по сравнению с автомобилями Волга успеха они не имели. Универсалы и фургоны широко использовались торговыми организациями в качестве развозных автомобилей.
Рекламный плакат экспортного М412 на немецком.
dic.academic.ru
статьи, истории создания и фотоматериалы ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК (МЗМА)
История создания
«Москвич 412» — по сути, люксовая версия модели «Москвич 408». Машина выпускалась с 1967 по 1976 год. Стоит отметить, что «Москвич — 412» до 2001 года продолжали выпускать в Ижевске. Внешне модель мало чем отличалась от М 408. Главным отличием был двигатель. Долгое время М-412 и М-408 выпускались параллельно. С 1969 года автомобиль являлся базовой моделью завода АЗЛК. На протяжении всего выпуска в автомобиль вносились всевозможные изменения и улучшения.
Дизайн
Первые годы выпуска использовался кузов, разработанный для модели М-408. Спустя несколько лет стало ясно, что дизайн автомобилей стремительно устаревает и было принято решение о разработке нового смежного кузова для семейства 408/412. Поскольку главными различиями между моделями были двигатели и трансмиссия, перед дизайнерами стояла сложная задача. Например, габариты моторного отсека нового кузова должны были вмещать как двигатель М-412, так и двигатель М-408.
При разработке не последним был вопрос пассивной безопасности. Автомобиль проходил сертификационные тесты во Франции. В салоне появились травмобезопасные накладки и травмобезопасные ручки дверей. В 1969 году был представлен новый облик моделей семейства 408/412. В новом дизайне были использованы горизонтальные задние фонари и треугольные указатели поворотов над ними. Появились квадратные блок фары , а передние указатели поворотов заняли место под фарами.
Двигатель
Для М-412 новый двигатель разрабатывался на основе силового агрегата BMW M-10. Мощность относительно предшественника выросла на 25 л.с., и стала равной 75 л.с Максимальная скорость составляла 145 км/ч, а разгон до сотни занимал 20 секунд. Что немаловажно, двигатель стал верхнеклапанным, и не раз подвергался модернизации на протяжении всего выпуска.
Модификации
«Москвич-412Э» — экспортная модификация
«Москвич-412Ю» — экспортная модификация для южных стран
«Москвич-412П» — модификация с правым рулем
autoussr.com
1971 Москвич 412ИЭ — 1 хозяин
Москвич-412 — советский и российский автомобиль II группы малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном вАЗЛК, с 1967 по 1977 год и на автомобильном заводе в Ижевске с 1968 по 2001 год (серийно по 1997 год).
Был по сути модификацией модели «Москвич-408», долгие годы выпускался совместно с ней и впоследствии также совместно с ней был модернизирован в семейство «Москвич-2140 / 2138».
Установка на шасси «408-й» модели современного и существенно более мощного двигателя ощутимо повысила динамические характеристики, при сохранении экономичности доведя их до высоких для данного класса даже по западноевропейским меркам.
Хотя управляемость автомобиля и осталась на прежнем уровне, уже не вполне соответствующем новейшим аналогам, тормозная динамика улучшилась, а работа водителя была облегчена за счёт введения гидровакуумного усилителя в тормозной системе.
Дизайн экстерьера и интерьера «Москвича» были переработаны, при этом обновление носило в основном косметический характер, а также было призвано подтянуть автомобиль до уровня норм пассивной безопасности, принятых ЕЭК ООН, необходимого для дальнейшего экспорта в развитые страны, что было подтверждено сертификационными краш-тестами во Франции.
В первые годы выпуска большая часть М-412 шла на экспорт. Автомобиль собирали в НРБ (под маркой Rila) и Бельгии (под маркой Scaldia).
В продвижении на мировом рынке важную роль играла слава, завоёванная «Москвичами» в международных ралли на рубеже шестидесятых и семидесятых годов. Внутри страны предлагался до середины 1990-х годов, а ряд модификаций на его базе — и до начала 2000-х.
МОДИФИКАЦИИ
Базового седана:
- Москвич-412 — базовый седан.
- Москвич-412И (до 1969 года) — в специальном исполнении, соответствующий европейским нормам безопасности.
- Москвич-412ИЭ — все М-412 с 1969 года имели буквы ИЭ, так как новый кузов изначально соответствовал европейским нормам безопасности и теоретически мог экспортироваться.
- Москвич-412К — машинокомплект для сборки за границей.
- Москвич-412М — медицинской службы.
- Москвич-412П — праворульный, рычаг КПП только напольный.
- Москвич-412Т — такси (широкого распространения не получил).
- Москвич-412У — учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы.
- Москвич-412Э — экспортный.
- Москвич-412Ю — в тропическом исполнении.
Универсалы и фургоны:
Основная статья: Москвич-427
- Москвич-427 — базовый универсал.
(буквенные индексы аналогично седанам)
- Москвич-434 — базовый фургон.
В 1972 году был обновлён фургон на базе М-408, М-433, версия с двигателем М-412 получила обозначение «Москвич-434». В отличие от раннего М-433, пятую дверь сделали цельной. Так же, был модернизирован универсал Москвич-426 (также на базе М-408), в версии с новым мотором он получил индекс М-427, задние фонари остались прежними. От предыдущей модели также отличался цельной задней дверью, поднимаемой вверх.
Малосерийные и опытные:
- Москвич-412Р — спортивные версии с форсированными двигателями, в том числе с «двухвальными» головками блока цилиндров 412-Г(412-2В) объемами 1,5, 1,6, 1,8 л., развивавшими мощность в диапазоне 99-140 л.с.
ВАРИАНТЫ РЕШЁТОК РАДИАТОРА
-
МЗМА, АЗЛК, М-408 и −412 до 1969 года (двухфарная), а также Иж, М-408 — до 1967 года, М-412 — до 1969 года (ижевский вариант отличался иной эмблемой).
-
АЗЛК, М-408Э и −412Э до 1969 года, четырёхфарная.
-
АЗЛК, М-408ИЭ и −412ИЭ после 1969 (рестайлинговая, с мелкой клеткой).
-
АЗЛК, М-408ИЭ и −412ИЭ после 1969 (рестайлинговая, с крупной клеткой).
-
Иж, М-412ИЭ с 1969 до 1982 года.
-
Иж-2125 «Комби» c 1973 до 1982 года.
-
Иж-412 с прямоугольными фарами. 412-я модель с такими фарами в Ижевске выпускалась ограниченно, ввиду дефицита фар такого типа, производившихся в ГДР.
-
Иж-412-028 и 21251 «Комби» с 1982 года.
1971 Москвич 412ИЭ
1.5 л / 75 л.с.
Пробег – 22000 км
1 хозяин
Про автомобиль расскажу все в нескольких словах, выделив на мой взгляд, самое важное. Рассказы про, то насколько это редкий автомобиль на современных дорогах и про то, что он является показателем тонкого вкуса и, в некотором роде, состоятельности его владельца, будут излишне.
Автомобиль 1971 г.в., что называется “ранний”. Мотор с бесшумной цепью (знающие люди поймут о чем идет речь). Все детали и части оригинальные, по кузову есть некоторые, подкрашенные места (на месте покажу какие именно, но заметить их сложно). Состояние кузова пытался отобразить на фото. Один собственник. В 1998 году получен новый ПТС, взамен устаревшего тех.паспорта. Замена рег. знаков была тогда же.
Рад буду общению, с реально заинтересованными людьми, цена обсуждаема!
Цена: 100 000
auto.ru
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
xn--80aafe9bhdrpm.com
Москвич-412 | АЗЛК вики | FANDOM powered by Wikia
Москвич-412 — советский и российский автомобиль II группы малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК, с 1967 по 1977 год и на автомобильном заводе в Ижевске с 1968 по 2001 год (серийно по 1997 год). Был по сути модификацией модели Москвич-408, долгие годы выпускался совместно с ней и впоследствии также совместно с ней был модернизирован в семейство «Москвич-2140 / 2138».Установка на шасси «408-й» модели современного и существенно более мощного двигателя ощутимо повысила динамические характеристики, при сохранении экономичности доведя их до высоких для данного класса даже по западноевропейским меркам. Хотя управляемость автомобиля и осталась на прежнем уровне, уже не вполне соответствующем новейшим аналогам, тормозная динамика улучшилась, а работа водителя была облегчена за счёт введения гидровакуумного усилителя в тормозной системе.
В первые годы выпуска большая часть М-412 шла на экспорт. Автомобиль собирали в НРБ (под маркой Rila) и Бельгии (под маркой Scaldia). В продвижении на мировом рынке важную роль играла слава, завоёванная «Москвичами» в международных ралли на рубеже шестидесятых и семидесятых годов. Внутри страны предлагался до середины 1990-х годов, а ряд модификаций на его базе — и до начала 2000-х.
На момент своей постановки в производство в 1967 году «Москвич-412», как и «Москвич-408», собирался в кузове образца 1964 года, с каплевидными вертикальными задними фонарями и круглыми фарами головного света. Так как ряд узлов «Москвича-412», — в частности, более широкий радиатор — не вписывался в подкапотное пространство «408-го» кузова, самые первые экземпляры новой модели сходили с конвейера в кузовах, специально доработанных за счёт изменения ряда элементов; затем, в том же 1967 году, был введён так называемый «унифицированный» кузов — ещё со старым оформлением, но пригодный для установки и «408-го», и «412-го» силовых агрегатов без переделок.
Между тем, одновременно началась и разработка для «Москвичей» обновлённого кузова, причём перед его создателями была поставлена цель максимальной унификации по силовым элементам с существующим, в частности, должны были остаться неизменными проёмы дверей и крыша — так что задача перед дизайнерами стояла действительно сложная: не меняя общей конструкции кузова, придать автомобилю принципиально иное визуальное восприятие по сравнению с предшественником. В результате проведённой модернизации, с декабря 1969 года обе модели (и М-408, и М−412) получили изменённый кузов, в который без переделок могли быть установлены оба имевшихся в производстве силовых агрегата. Наряду с некоторым внешним осовремениванием, модернизированный кузов был доведён до соответствия принятым в те годы требованиям пассивной безопасности, что было подтверждено сертификационными испытаниями во Франции. В частности, все кузова получили крепления для ремней безопасности, которые стали штатным оборудованием в 1969 году, а выступающие элементы салона стали травмобезопасными, с мягкими накладками (с февраля 1969 года). Поэтому к обозначениям обеих моделей были добавлены буквы И и Э, означающие соответствие установленным ЕЭК ООН нормам пассивной безопасности и, соответственно, потенциальную возможность экспортирования в развитые страны. Вообще, «Москвич-412ИЭ» стал первым советским автомобилем, на котором вопросам пассивной безопасности было уделено серьёзное внимание. Двухконтурная же система тормозов (с 1969 года) серьёзно улучшила и активную безопасность автомобиля. В 1974 (1972?) году появились клыки на бамперах, также являющиеся элементом пассивной безопасности — они предотвращали «подныривание» машины под препятствие.
Визуальная новизна обновлённого автомобиля обеспечивалась применением горизонтальных фонарей с треугольными указателями поворота сзади и прямоугольных фар производства ГДР (также ставились на автомобили Wartburg 353). Сохраняя декоративные плавники, символизирующие преемственность дизайна автомобилей марки, «Москвич» получил принципиально новое оформление передка: поворотники вытянулись и заняли места под фарами, а решетка радиатора получила узор в виде клетки с широкими низкими ячейками. В серию такие машины пошли на МЗМА с декабря 1969 года, и примерно тогда же на Ижевском заводе. Параллельно «Москвич-412» получил салон с раздельными передними сидениями (ещё с января 1968 года) и рычаг коробки передач в полу (с ноября 1968 года), одновременно с новой, травмобезопасной (складывающейся при ударе) рулевой колонкой и рычагом стояночного тормоза между передними сидениями. «Москвич-408» также получил раздельные сидения, но рычаг переключения передач ещё какое-то время оставался на рулевой колонке (старого образца).
Хотя с 1969 года «Москвич-412ИЭ» стал базовой моделью Московского завода, выпуск «Москвича-408ИЭ» при этом был сохранён. Экспортные продажи его практически прекратились, но внутри СССР автомобиль всё ещё пользовался спросом, главным образом — ввиду меньшей требовательности старого мотора к эксплуатационным материалам и хорошего знакомства с ним водителей и ремонтников (столь существенного, как впоследствии «дефицита» легковых автомобилей в СССР в то время ещё не ощущалось, так как вплоть до появления «Жигулей» спрос на них был сравнительно небольшим, — этот фактор стал вносить свой вклад в вынужденную популярность «Москвичей» с устаревшим «408-м» мотором лишь намного позже).
Модернизированный автомобиль сохранял главный недостаток своего предшественника — недостаточную общую ширину кузова и колею колёс при достаточно большой высоте и высоком расположении центра тяжести, что, помимо снижения комфортабельности, в сочетании с рессорной задней подвеской отрицательно сказалось на устойчивости и управляемости «Москвича». Это стало особенно заметно в сравнении с появившимися тогда же автомобилями «ВАЗ», имевшими более оптимальное соотношение высоты центра тяжести и колеи, которое в сочетании с более совершенной задней подвеской обеспечивало им лучшие ходовые качества. При этом грузоподъёмность автомобилей ВАЗ и живучесть их ходовой части были существенно ниже, что предопределило на ближайшие десятилетия «разделение труда» между этими автомобилями, — «Москвич» стал восприниматься в роли менее комфортабельного, но более крепкого и проходимого автомобиля, хорошо подходящего для поездок на природу или на дачу с поклажей, в то время, как «Жигули» пользовались славой комфортабельной и динамичной «шоссейной» машины.
Из существенных технических недоработок отмечалась склонность топливного насоса нового мотора к перегреву при высокой температуре окружающего воздуха, что было обусловлено его не вполне удачно выбранным расположением и вызвало к жизни немало водительских хитростей, призванных обеспечить бесперебойную подачу бензина в сильную жару. Кроме того, коробка передач, в основных своих деталях унаследованная по сути ещё от «407-й» модели, в паре с существенно более мощным силовым агрегатом имела сравнительно невысокую долговечность и высокий процент преждевременного выхода из строя. В остальном, автомобиль унаследовал характерные для своих предшественников высокую конструктивную простоту, надёжность, неприхотливость к условиям эксплуатации и ухода. В частности, двигатель М-412, не уступая по степени форсирования, мощностным показателям и ресурсу моторам ВАЗ, мог работать на маслах типа АС-8 / М-8Б, в то время как для мотора «Жигулей» требовалось особое масло специально введённой для них категории «Г» (М-12Г и аналогичные).
В 1971 году завод МЗМА претерпел реконструкцию, после пуска нового конвейера объём выпуска «Москвичей» увеличился почти в два раза.
В том же году интерьер Москвичей (и 408ИЭ, и 412ИЭ) производства АЗЛК прошёл модернизацию: панель приборов вместо нескольких отдельных мягких накладок получила одну общую, появились новые обшивки дверей, внутренние ручки и так далее. истории завода АЗЛК / МЗМА давала основание воспринимать модель «412ИЭ» как переходную: подновленный кузов в сочетании с принципиально новым двигателем. Именно таким образом, за счёт «переходных» серий, происходила смена поколений на МЗМА в 1950-е — 60-е годы.
Однако, несмотря на многочисленные попытки заводских конструкторов в начале 1970-х спроектировать автомобиль, сочетающий новый, современный кузов и механику модели «412» (см. Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С), замена «412-му» семейству фактически появилась только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ.
У «Москвича-412» хватало модификаций. Вот они.
- Москвич-412 — базовый седан.
Москвич-412И (до 1969 года) — в специальном исполнении, соответствующий европейским нормам безопасности.
- Москвич-412ИЭ — все М-412 с 1969 года имели буквы ИЭ, так как новый кузов изначально соответствовал европейским нормам безопасности и теоретически мог экспортироваться.
- Москвич-412К — машинокомплект для сборки за границей.
- Москвич-412М — медицинской службы.
- Москвич-412П — праворульный, рычаг КПП только напольный.
- Москвич-412Т — такси (широкого распространения не получил).
- Москвич-412У — учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы.
- Москвич-412Э — экспортный.
- Москвич-412Ю — в тропическом исполнении
- Москвич-427 — универсал
- Москвич-434 — базовый фургон.
В 1972 году был обновлён фургон на базе М-408, М-433, версия с двигателем М-412 получила обозначение «Москвич-434». В отличие от раннего М-433, пятую дверь сделали цельной. Так же, был модернизирован универсал Москвич-426 (также на базе М-408), в версии с новым мотором он получил индекс М-427, задние фонари остались прежними. От предыдущей модели также отличался цельной задней дверью, поднимаемой вверх. Москвич-412Р — спортивные версии с форсированными двигателями, в том числе с «двухвальными» головками блока цилиндров 412-Г(412-2В) объемами 1,5, 1,6, 1,8 л., развивавшими мощность в диапазоне 99-140 л.с. Москвич-2140 — модернизированный «Москвич-412». ИЖ-412 — «Москвич» ижевского производства. ИЖ-2125 «Комби» — базовый хетчбек. ИЖ-2715 — «Каблук». Москвичи серии 3-5 — проект модернизации 412-го.
Ижевские «Москвичи» Править
В 1967 году на Ижевском Автомобильном Заводе было развернуто производство автомобилей «Москвич-412». Позднее к стандартному 412-му добавились универсал 427, фургон 434, «каблук» 2715 и хетчбек «Комби». В 1982 году был проведён рестайлинг, появились двери с утопленными в филенки ручками (отличные от аналогичных на Москвиче-2140), чёрная крашенная решётка радиатора. Новая модификация получила обозначение «Москвич-412ИЭ-028». Примерно в то же время кузов седана был унифицирован с пикапом и комби по конструкции силовых элементов, получив «средние» лонжероны — усилители пола салона, соединяющие передний и задний подрамники.
Экспортировались ижевские автомобили наряду с московскими и под теми же брендами. Пикап Иж-2715 продавали в Финляндии как Elite PickUp, так как базовый седан был там известен как Elite 1500.
Также М-412 собирался из советских комплектующих в городе Ловеч в Болгарии под обозначением Rila, как и модель «408» с 1967 года, затем с 1976 года там собирались модели Москвич-2140 и с 1988 — Москвич-2141 «Aleko» (под названием Moskvitch Balkan).
Отвёрточной сборкой «Москвичей» из машинокомлектов занимались и в Бельгии, на фирме Scaldia-Volga S.A. Здесь они были известны под маркой Moskvitch Scaldia 1500. В качестве опции предлагались дизельные двигатели — изначально британской фирмы Perkins, позднее — французской Peugeot-Indenor. Интерьеры Скальдий были серьёзно видоизменены относительно исходной советской версии. Комплектации предлагались: Normal, LS, Elita и Rally.
В Финляндии дилером Москвича была фирма Konela, полной сборкой из машинокомлпектов она не занималась, но её варианты Москвичей также были существенно доработаны относительно исходников, это касалось и салона, и, зачастую, технической части.
Двухмиллионный «Москвич» Править
16 августа 1974 года с конвейера завода АЗЛК сошел двухмиллионный автомобиль. Им стал красный «Москвич-412». Ныне юбиляр стоит в Музее Ретро-Автомобилей на Рогожском валу рядом с другими миллионниками.
В игровой и сувенирной продукции Править
Модели «Москвичей-412» серийно изготавливал завод «Тантал». Модели раллийных «Москвичей» изготавливались фирмой МД-студия. В ноябре 2010 года модель автомобиля «Москвич-412» производства АЗЛК ярко-красного цвета также в масштабе 1:43 вышла в рамках проекта «Автолегенды СССР» (46-й номер) от издательства «ДеАгостини». В мае 2012 года, в рамках этого же проекта, 85-м номером вышел ижевский «Москвич-412ИЭ-028» синего цвета. На заводе АЗЛК также выпускался педальный «Москвич-412».
ru.azlk.wikia.com
История Москвича — DRIVE2
Москви́ч-412 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК, с 1967 по 1976 год, и на автомобильном заводе в Ижевске с 1967 по 1997 год. Был создан на основе модели Москвич-408.
Относительно предшественника, на 50 % повысилась мощность двигателя и на 17 Н*м — крутящий момент, максимальная скорость увеличилась на 18 км/ч, время разгона до 100 км/ч снизилось на 10 секунд, а расход топлива — в среднем на 1 литр/100 км. Улучшилась и тормозная динамика, а управление автомобилем стало легче. После проведенного в 1969 году рейстайлинга кузова ощутимо улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.
Автомобиль широко предлагался на внешнем рынке (во многом, в ущерб внутреннему). В первые годы выпуска большая часть М-412 шла на экспорт. Сборка автомобиля осуществлялась в НРБ (как Moskitch Rila) и Бельгии (как Scaldia 412).
История создания
Осенью 1964 года на заводе МЗМА было начато производство модели Москвич-408, который стал родоначальником целого семейства «Москвичей» третьего поколения. Не останавливаясь на достигнутом, в 1967 году завод освоил и модель 412, ставшую значительной вехой не только в истории завода, но и в истории отечественной автомобильной промышленности в целом.
Следует заметить, что неправильно считать, что М-412 был преемником модели −408, так как эти автомобили выпускались параллельно, хотя начало выпуска М-412 несколько задержалось. На самом деле, М-412 следует рассматривать как более престижную и мощную версию М-408. Преемником же «408-го» стала модель Москвич-2138 (1976).
Модернизации
Изначально автомобиль использовал кузов М-408, фактически являясь его «люксовой» версией. Однако, одновременно с освоением новой модели началась и разработка нового кузова для нее. При этом была поставлена цель максимальной унификации с существующим кузовом, так что задача перед дизайнерами стояла действительно сложная: не меняя общей конструкции кузова, придать автомобилю иное визуальное восприятие по сравнению с предшественником.
С поставленной задачей дизайнеры МЗМА справились. Обе модели (и −408, и −412) получили новый кузов, в который без переделок могли быть установлены оба имевшихся в производстве двигателя — 408Э или 412 (с декабря 1969 года). Оконечности нового кузова представляли собой деформируемые зоны безопасности («crumple zones»), предназначенные для смягчения удара при аварии — конструкция, по тем временам относительно недавно вошедшая в практику европейских автомобилестроителей (один из первых примеров использования — Mercedes-Benz «Heckflosse» W111 1959 года, остальные производители ввели этот приём в практику в течении 1960-х — 1970-х годов, например, Volvo — в 1967 году). Новый кузов в полной мере удовлетворял требованиям пассивной безопасности тех лет, что было подтверждено сертификационными испытаниями во Франции. Поэтому к обозначению были добавлены буквы И и Э, означающие соответствие уставновленным ЕЭК ООН нормам пассивной безопасности и возможность экспортирования. Автомобиль стал штатно комплектоваться ремнями безопасности (конец 1969 года), элементы салона стали травмобезопасными, с мягкими накладками (с февраля 1969 года).
Москвич-412ИЭ стал первым советским автомобилем, на котором вопросам пассивной безопасности было уделено серьезное внимание. Двухконтурная система тормозов же (с 1969 года) серьезно улучшила активную безопасность автомобиля. В 1974 (1972 ?) году появились клыки на бамперах, так же являющиеся элементом пассивной безопасности — они предотвращали «подныривание» машины под препятствие.
Визуальная новизна обеспечивалась применением горизонтальных фонарей с треугольными указателями поворота сзади и прямоугольных фар производства ГДР (так же ставились на автомобили Wartburg 353). На конечном варианте были декоративные плавники, символизирующие преемственность дизайна автомобилей марки, поворотники вытянулись и заняли места под фарами, а решетка радиатора стала клетчатой. В серию такие машины пошли на Ижевском заводе — в 1968 году, на МЗМА — с декабря 1969 года. Параллельно, автомобиль получил салон с раздельными передними сидениями (с января 1968 года) и рычаг коробки передач в полу (с ноября 1968 года). На протяжении всего выпуска в конструкцию автомобиля вносились и другие, менее заметные изменения и улучшения.
С 1969 года М-412ИЭ стал базовой моделью Московского завода, при этом выпуск М-408 был сохранен.
Однако, модернизированный автомобиль сохранял главный недостаток своего предшественника — недостаточную ширину, что, помимо снижения комфортабельности, в сочетании с немалой высотой, довольно высоким расположением центра тяжести и зависимой рессорной задней подвеской вредило устойчивости и управляемости «Москвича».
В 1971 году завод МЗМА претерпел реконструкцию, после пуска нового конвейера, объем выпуска «Москвичей» увеличился почти в два раза.
В том же году инетерьер Москвичей (и −408ИЭ, и −412ИЭ) прошел небольшую модернизацию: панель приборов вместо нескольких отдельных мягких накладок получила одну общую, появились новые обшивки дверей, внутренние ручки, и т. д.
Логика и предшествующая история завода АЗЛК/МЗМА давали возможность воспринимать модель −412ИЭ как переходную: подновленный кузов в сочетании с приципиально новыми агрегатами. Именно таким образом, за счет «переходных» серий, происходила смена поколений на МЗМА в 1950-е — 60-е годы. Однако, несмотря на многочисленные попытки заводских конструкторов в начале 1970-х спроектировать автомобиль, сочетающий новый, современный кузов и механику модели −412 (см. Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С), замена «412-му» семейству фактически появилась только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ.
Модификации
Базового седана:
Москвич-412 — базовый седан.
Москвич-412И (до 1969 года) — в специальном исполнении, соответствующий европейским нормам безопасности.
Москвич-412ИЭ — все М-412 с 1969 года имели буквы ИЭ так как новый кузов изначально соответствовал европейским нормам безопасности и теоретически мог экспортироваться.
Москвич-412К — машинокомплект для сборки за границей.
Москвич-412М — медицинской службы.
Москвич-412П — праворульный, рычаг КПП только напольный.
Москвич-412Т — такси.
Москвич-412У — учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы.
Москвич-412Э — экспортный.
Москвич-412Ю — в тропическом исполнении.
В 1972 году был обновлен фургон на базе М-408, М-433, версия с двигателем М-412 получила обозначение «Москвич-434». В отличие от раннего М-433, пятую дверь сделали цельной. Так же, был модернизирован универсал Москвич-426 (так же на базе М-408), в версии с новым мотором он получил индекс М-427, задние фонари остались прежними. От предыдущей модели так же отличался цельной задней дверью, поднимаемой вверх.
Малосерийные и опытные:
Москвич-412Р — спортивный с форсированным двигателем (1,5 (110 л.с.) или 1,8 л. (125 л.с.) и литыми легкосплавными дисками колес. Выпущено 22 единицы или около того.
Ижевские «Москвичи» и сборка за рубежом
В 1967 году, параллельно с развёртыванием выпуска М-412 в Москве, аналогичные автомобили стали под маркой «Иж» производить вместо М-408 на построенном на производственной базе оборонного предприятия Ижевском автозаводе, курируемом Министерством Обороны и лично министром обороны Устиновым. Впоследствии, ижевские «Москвичи» развивались и модернизировались в целом независимо от московских. За счет более высокого уровня контроля качества на фактически оборонном предприятии, автомобили ижевского производства в советское время имели ощутимо меньшие показатели заводского брака, чем их аналоги производства АЗЛК.
М-412 выпускался в Ижевске до 1997 года, в том числе в версиях кузова пикап — Иж-2715 (c 1972 г.) и хэтчбэк — Иж-2125 «Комби» (с 1973 г.), выпускался в Ижевске и фургон Москвич-434.
До 1968 года автомоибль внешне соответствовал Москвичам АЗЛК, кроме эмблемы «Иж» на решетке радиатора (отличной от более поздних эмблем «Иж») и руле. С 1968 года ижевский седан получил новый кузов (412ИЭ) с горизонтальными задними фонарями (позднее, с 1969 года, в таком же кузове собирались и седаны АЗЛК), и до 1973 года Иж-Москвич-412ИЭ имел облицовку радиатора с прямоугольными фарами, отличную от машин АЗЛК, с вертикальным рисунком (как на фотографии пикапа справа). С 1973 года, когда на ИЖ почти перестали поставлять дефицитные фары производства ГДР, фары на автомобилях Иж для внутреннего рынка (кроме «Комби») стали круглыми (на экспортные судя по всему продолжали ставить прямоугольные). В 1982 году был проведен рестайлинг, появились двери с утопленными в филенки ручками (отличные от аналогичных на Москвиче-2140), черная крашенная решетка радиатора.
Экспортировались ижевские автомобили наряду с Московскими под теми же брендами.
Так же, М-412 собирался в городе Ловеч (под названием Moskvitch Rila) вместе с моделью 408 с 1967 года в Болгарии из советских комплектующих, затем с 1976 года там собирались модели Москвич-2140 и с 1988 — Москвич-2141 «АЛеКо» (под названием Moskvitch Balkan).
Отверточной сборкой «Москвичей» из машинокомлектов занимались и в Бельгии, на фирме Scaldia-Volga S.A. Здесь они были известны под маркой Moskvitch Scaldia 1500. В качестве опции предлагались дизельные двигатели — изначально британской фирмы Perkins, позднее — французской Peugeot-Indenor. Интерьеры Скальдий были серьезно видоизменены относительно исходной советской версии. Комплектации предлагались: Normal, L. S., Elita и Rally.
В Финляндии дилером Москвича была фирма Konela, полной сборкой из машинокомлпектов она не занималась, но ее варианты Москвичей так же были существенно доработаны относительно исходников, это касалось и салона, и, зачастую, технической части.
Описание конструкции
Сохранив дорогостоящие в производстве кузовные панели, многие узлы и конструктивные решения «408-го», М-412 во многом выгодно отличался от него. Впервые на массовом отечественном легковом автомобиле нашли применение: верхневальный двигатель, полностью синхронизированная на передачах переднего хода коробка передач, система тормозов с гидровакуумным усилителем, полнопроточный масляный фильтр, воздушный фильтр с быстросменным сухим элементом — узлы, без которых невозможно себе представить современный автомобиль, но во второй половине шестидесятых годов они только стали появляться на автомобилях подобного класса.
Силовой агрегат
Главной новинкой был двигатель, разработанный Игорем Ивановичем Окуневым. Возможности старого, ведущего свою родословную еще от довоенного Opel Kadett, двигателя М-408 были к тому времени исчерпаны, поэтому новый двигатель никак не был связан с ним конструктивно или технологически. Первые опытные образцы нового двигателя появились в 1964 году. «Обкатывалась» конструкция на гоночном автомобиле Москвич-Г4М, имевшем его форсированный вариант (92 л. с.) На этом автомобиле мастер спорта В. Щавелев занял четвертое место на первенстве СССР 1966 года по кольцевым гонкам.
Двигатель модели −412 выгодно отличался от большинства тогдашних автомобильных двигателей, да и сейчас его устройство воспринимается как некоторый отход от классической схемы. Он имел оригинальную, но, как показала практика, абсолютно надёжную конструкцию. Двигатель был разработан целиком и полностью конструкторским коллективом завода МЗМА, но прототип многих решений угадать несложно — новейший по тем временам двигатель BMW M10 в версии рабочим объемом 1500 см3 (обозначалась М115, выпускалась до 1977 года, как модель М10 выпускался до 1987 года) — сам по себе исключительно удачный и совершенный (по тем временам), хорошо зарекомендовавший себя как в обычной эксплуатации, так и в спорте, включая Формулу-1 [1].
Главная особенность двигателя Москвича-412 — наклонённый вправо по ходу движения блок цилиндров (т. н. slant-block). Это решение позволило сделать двигатель более компактным, снизить центр тяжести автомобиля. Впервые подобное решение применила фирма Chrysler в конце пятидесятых годов.
Под литой из алюминия крышкой головки блока с красивой надписью «Москвич-412» скрывалась весьма современная для 1967 года конструкция: верхний распредвал, приводимый в движение пластинчатой цепью Морзе с натяжителем-звёздочкой, и приводом коромыслами клапанов, расположенных по обе стороны от распредвала.
Необычной была и полусферическая форма камеры сгорания, обеспечивавшая лучшие условия сгорания рабочей смеси, стало быть — улучшавшая КПД двигателя. Аналогичное решение принесло успех семейству двигателей HEMI американской фирмы Chrysler (выпускаются до сих пор с минимальными изменениями) и вышеупомянутому BMW M10.
Блок цилиндров был выполнен из алюминия с чугунными сменными гильзами, что позволяло капитально ремонтировать двигатель, а не менять его целиком.
При рабочем объёме в 1480 см³, двигатель −412 развивал 75 л.с., что по тем временам было неплохим результатом для автомобиля подобного класса. Скажем, Автомобиль 1967 Года в Европе — FIAT-124 — имел нижневальный двигатель мощностью 66 л.с., в мощной версии «1400 Special» — 79 л.с. Двигатель BMW 1500 при том же рабочем объеме развивал те же 75 л.с. (80 л.с. в версии с другим карбюратором), правда, при ощутимо большем крутящем моменте (118 Н*м против 108 Н*м у Москвича).
В конце 60-х… начале 70х годов мощный, современный, не требовательный к эксплуатационным материалам и очень надёжный (хотя и излишне шумный) двигатель был основным козырем «412-го» и на внутреннем рынке, и на экспортном. До появления в 1972 году «люксовой» модели ВАЗ-2103, М-412 был самым быстрым из массовых отечественных автомобилей — по динамике он значительно превосходил ВАЗ-2101 с его 64 л.с., а конструктивно двигатель «Москвича» на голову выше ВАЗовского.
Вплоть до появления модели ВАЗ-2108, отечественные спортсмены предпочитали именно «Москвичи», потому что двигатели семейства «1500» легко форсировались и давали хорошую отдачу по мощности. Для установки на спортивную версию автомобиля в конце 1960-х на АЗЛК были созданы версии двигателя объемом 1,5-1,6-1,7 л. с двумя распределительными валами в головке цилиндров, такая схема была широко распространена в те годы на европейских высокопотенциальных двигателях (примеры — Jaguar XJ, Fiat 125, Alfa-Romeo Julia). Мощность составляла от 100 до 117 л.с.
В последние года производства, на базе двигателя УЗАМ-412 были созданы серийные варианты рабочим объемом 1,7, 1,8 и 2,0 л. для установки на автомобиль Москвич-2141 «Святогор», однако, они не получили широкого распространения. В 90-е годы существовали прототипы вариантов с четырьмя клапанами на цилиндр и впрыском топлива.
Во многом именно благодаря разработкам МЗМА на автомобилях ВАЗ двигатель имел верхний распредвал; на их прототипе — FIAT-124 — двигатель был нижневальным, как на «Волге» или более ранних «Москвичах». Только после длительных переговоров и во многом благодаря стараниям главного конструктора АЗЛК Андронникова итальянцы уступили требованиям советской делегации перепроектировать двигатель под более современную конструкцию (что повлекло за собой определенные проблемы с ресурсом распределительного вала двигателя ВАЗ-2101, который в силу конструктивных особенностей смазывался неудовлетворительно).
Сцепление было усиленным, с пружиной диафрагменного типа (впервые в отрасли), выпускалось по лицензии заграничной фирмы.
Коробка передач представляла собой модернизированный вариант уже выпускавшейся. В отличие от нее, на новой КПП все передачи переднего хода были синхронизированы. Однако, коробка сохранила дистанционный привод, а значит — нечеткое включение передач и недостаточную избирательность рычага КПП, что особенно проявилось при напольной установке рычага (с кон. 1968 года). Кузов с 1969 года был оборудован для соответсвия европейcким нормам пассивной безопасности (до этого до них доводили лишь кузова машин, шедших на экспорт).
Экстерьер, интерьер, шасси
Кузов с оборудованием и шасси в целом остались аналогичны Москвичу-408. Модернизация обеих моделей проводилась параллельно, и унификация в дальнейшем сохранялась.
Использование
Помимо продажи населению, седан Москвич-412 использовался милицией и ГАИ. Делались попытки использования автомобиля (как седана, так и универсала) в такси, но из-за недостаточной долговечности по сравнению с автомобилями Волга успеха они не имели. Универсалы и фургоны широко использовались торговыми организациями в качестве развозных автомобилей.
М-412 за рубежом
Москвич-412 широко предлагался на внешнем рынке вплоть до середины 1970-х годов. На экспорт М-412 шел под брэндами, представляющими собой различные варианты латинизированного написания слова «Москвич» — Moskvich, Moskvitch, Moskwitsch, Moskvitsh; или (на некоторые рынки) как Moskvitch Elite 1500 или просто Elite 1500 (так же на финских рекламных листках встречается обозначение Elite 1500 Cavalier), и пользовался до середины семидесятых относительно неплохим спросом, в том числе в странах Западной Европы. Экспортные машины отличались улучшенным оформлением, до 1969 года четырехфарной системой головного освещения (но не всегда), и хромированными молдингами на порогах.
Следует заметить, что «некондиция» этих модификаций, признанная ОТК негодной для экспорта, как правило шла на внутренний рынок. Вопрос с обозначениями автомобилей, продававшихся за рубежом, является так же сложным и запутанным, так как на разных рынках использовались самые разные обозначения. Здесь приведены лишь наиболее часто встречающиеся.
М-412 и спорт
Любопытна летопись спортивных достижений «412-го». Благодаря надёжной конструкции, мощному двигателю и таланту гонщиков, Москвичи-412 неплохо выступили в марафонском пробеге «Лондон — Сидней» [2](1968, 16 тыс. км) — четвертое место в общекомандном зачете; ралли «Лондон — Мехико» [3] (1970, 26 тыс. км) — третье место в общекомандном зачете, лучший из экипажей занял двенадцатое место в индивидуальном, всего финишировало 23 автомобиля из 96 стартовавших; «Тур Европы» (1971) и др.
Следует отметить, что в этих пробегах Москвичи соревновались, как правило, с намного более крупными и мощными автомобилями, такими, как североамериканский Ford Falcon класса Волги с двигателями I6 и V8, или спортивными — вроде BMW 2002ti с двухлитровым шестицилиндровым двигателем и Triumph 2.5PI с 2,5-литровой «шестеркой», к тому же, подчас серьезно модифицироваными. Список же модификаций Москвичей включал лишь местное усиление кузова, каркас безопасности из хромансилевых труб, «люстру» противотуманных фар, кенгуринг, защиту картера двигателя, пневматические звуковые сигналы, высотный корректор в карбюраторах, навигационные приборы, дополнительный топливный бак и диски колес увеличенной ширины.
В таком виде Москвич потяжелел на ~500 кг, мощность же собранного вручную мотора лишь немного превосходила показатели штатного (80 — 81 л.с.).
В 1972 году на базе М-412 был построен спортивный М-412Р с форсированным двигателем с двумя распределительными валами и литыми легкосплавными дисками для участия в общесоюзном первенстве. До 1980-х годов, Москвичи считались одними из наиболее перспективных для спорта советских автомобилей благодаря удачной конструкции двигателя (см. выше в соотв. разделе). В августе 1968 года серийный «Москвич-412» стал на чемпионате страны первым, а всего на счету этой модели 15 побед в общесоюзных чемпионатах.
В 1972 году англичанин Tony Lanfranchi одержал победу в гонках British Saloon Car Championship на своем Москвиче-412. Это удалось ему не засчет абсолютного лидерства, но за счет доминирования в своем классе; ввиду того, что классы были организованы в зависимости от цены, недорогой Москвич с его мощным, конструктивно напоминающим BMW двигателем оказался в одной группе с намного более мелкими и маломощными автомобилями. В результате Лэнфрэнчи одержал 28 побед в 29 заездах.
Оценка модели
М-412 был надёжной, неприхотливой и динамичной для своего времени машиной. Несмотря на ряд архаичных черт, вроде рессорной задней подвески или барабанных передних тормозов, для рубежа 60х-70х годов автомобиль обладал основательной и достаточно современной конструкцией по сравнению с зарубежными образцами своего класса и стильным внешним видом. Можно отметить и ряд недостатков — относ. малую ширину кузова и салона, неудачные уплотнения в двигателе, КПП с приводом от рычага в полу через тяги, немного неудачно (с точки зрения динамики) подобранные передаточные отношения КПП и заднего моста, устаревший для начала 70х годов салон, устаревшая система тормозов.
До появления «Жигулей», «Москвичи» были единственными в СССР общедоступными семейными автомобилями. При этом, в отличие от малолитражек ВАЗ, Москвич-412 находился обычно в свободной продаже, поэтому был более доступен. Однако, со временем устаревающая конструкция и внешний вид значительно снизили престижность этого автомобиля, и к 1980-м годам в СССР в этом плане он превосходил лишь «Запорожцы».
К сожалению, «застой» и появление Волжского автомобильного завода фактически поставили крест на дальнейшем развитии марки «Москвич», с середины 1950х годов выдававшей весьма интересные автомобили благодаря команде молодых и креативных конструкторов и дизайнеров. Передовые в 1960-е-начале 1970-х г.г., «Москвичи» из-за редкой смены модельного ряда к концу 70х превратились в безнадёжный анахронизм. Появившаяся в 1976 году модель М-2140, являвшаяся фактически продуктом косметического обновления М-412, несмотря на ряд прогрессивных новинок, вроде дисковых передних тормозов, уже не была современным автомобилем — устарела сама концепция, идеология машины, а первоочередно — конструкция и дизайн кузова. Попытки конструкторов и дизайнеров АЗЛК создать более современный автомобиль в те годы успеха не имели, так как «центр тяжести» финансирования и внимания был перенесён на Волжский завод с его «Жигулями» (см. статьи Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С).
www.drive2.ru